Верность, преданность, нежность, эмоциональность – вот, наверное, самые общие черты особой женской веры, женского пути к Богу, служения Христу. Но «дары различны» – кто-то «служит Ему имением», кто-то – самоотверженной непрестанной молитвой и физическим трудом в отречении от мира, а кто-то – у колыбели младенцев, выполняя материнский подвиг.
Инокиня Кассия служила Богу своим талантом – она писала Ему гимны. Византийская поэтесса IX века стала единственной женщиной, чьи творения вошли в корпус православного богослужения и поются, и читаются по сей день.
Канон Великой Субботы имеет особое значение для каждого христианина. События Страстной Седмицы, Великого Пятка, Великой Субботы и Пасхи являются центральными в богослужебном круге всего года. С глубокой древности великосубботняя служба воспринималась в неразрывном единстве с Пасхальной.
Каждый год на богослужении утрени Великой Субботы и на Пасхальной полунощнице все слышат знаменитый канон «Волною морскою», где поются удивительной красоты ирмосы, созданные инокиней Кассией. Она настолько ярко, образно, восторженно выразила осмысление и переживание смерти и воскресения Спасителя, что необходимо остановиться на этих текстах, попытаться войти в понимание этих поэтических и гимнографических образов, которые донесли до нас древние книги.
КАНОН ВЕЛИКОЙ СУББОТЫ
Текст святой инокини Кассии.
Песнь I. Ирмос:
Волною морскою
Скрывшаго древле
Гонителя, мучителя
Под землею скрыша спасенных отроцы.
Но мы, яко отроковицы, Господеви поем:
«Славно бо прославися!»
Тропари:
Безумный, старый, несытый ад!
Заглотнув, прими всех Жизнь,
Проглотив бо изблюеши,
Ибо проглотил праведных души.
Разорит тя Господь! –
«Славно бо прославися!»
Иисусе, Боже мой!
Пою страдания Твои,
Добровольно умер за жизнь всех,
И плащаницею со смирною
Погребстися благоволил еси.
Погребение славлю Твое,
Восхваляю и Воскресение!
Песнь III. Ирмос:
Тебе, на водах
Повесившаго всю землю неодержимо,
Тварь видевши
На лобнем (месте) висяща,
Ужасом многим содрогашеся:
«Несть свят, разве Тебе, Господи!», – взывающи.
Тропари:
Вопияше, задыхался ад,
Взятый в плен,
Приняв Тебя – Живота всех!
Ты бо из гроба воздвиже
Сущих там от века, поющих:
«Несть свят, разве Тебе, Господи!», – взывающих.
Сниде до храмины ада, Боже наш,
Мертвых, яко бездушных,
И души праведных от болезни воздвиже,
С веселием вопиющих –
«Несть свят, разве Тебе, Господи!», – взывающих.
Песнь IV. Ирмос:
На Кресте Твое Божественное истощание
Провидя Аввакум,
Ужасся, вопияше:
Ты сильных пресекл еси державу, Блаже,
Приобщаяся сущим во аде,
Яко Всесилен!
Тропари:
За древнее, Христе, вкушение
Сладкого брашна, –
Ты вкусил желчи.
За истление смертное –
Излия, Спасе,
Честную Свою Кровь,
Яко Всесилен!
Подвигнулись основания (земли),
Сошедшу (Тебе) во ад!
И сокрушися держава вражия!
Кто так погубил, – рече Спасе, –
Души, которые были Мои?!
(Но) Ты воскресил их,
Яко Всесилен!
Песнь V. Ирмос:
Богоявления Твоего, Христе,
К нам милостивно бывшаго,
Исаия, свет видев невечерний,
Из нощи утренневав взываше:
Воскреснут мертвии
И востанут сущии во гробех,
И вси земнороднии возрадуются.
Тропари:
Ко адским (пришел еси), Живый,
Источая Живот земнородным, глаголаше:
Изыдите!
И связанным – разрешитеся!
На погубление врага
И на обновление первоумерших
Пришел еси, возвращая их к Жизни, взывающих:
(Воскреснут мертви
И востанут сущии во гробех,
И вси земнороднии возрадуются).
Душетленнаго гордыню
Крестом Твоим умертвил еси,
Сниде же во ад,
Сокрушил еси вереи
И воскресил еси прадеды, яко Бог.
Умерщвленным же верным
Подаст Жизни мир и веселие, взывающим:
(Воскреснут мертви
И востанут сущии во гробех,
И вси земнороднии возрадуются).