Великий Понедельник

БРАТЬЯ ПРОДАЮТ ИОСИФА В РАБСТВО. Художник Фридрих Овербек (1816-17)

Наступила Страстная Седмица – дни страданий Господа нашего и нашего ожидания Христова Воскресения. Весь Великий пост мы шли к этим дням, готовились. Не зря пост этот называется ещё “Четыредесятница” – то есть сорок дней приготовления не только к Пасхе, но и осознанию тех событий, которые ей предшествовали. С формальной точки зрения эта неделя не причисляется к периоду Великого поста, и даже богослужение в каждый из этих дней уникальное, не повторяющееся больше на протяжении года.

Итак, сегодня на службе мы могли слышать чтение из Священного Писания истории Иосифа Прекрасного, проданного в рабство собственными братьями. Пронзительный прообраз из Ветхого Завета того, что произошло с Самим Господом, преданным и проданным. Святитель Иоанн Златоуст в одной из бесед своих на Страстную неделю говорит: “Господь прообразован в Иосифе задолго до того, что имело впоследствии произойти. В Иосифе есть великое подобие Господа. Иосифу сделаны были козни от единокровных. С Иосифа снята была разнотканная одежда; Господь имел одежду – всю истканную, которую воины сняли с Него и разделили. Иосиф оклеветан был: и Господа оклеветали. Иосиф продан был измаильтянам: Господь продан Иудой фарисеям, Иосиф брошен был в пустой ров и вышел из него невредим: Господь, погребенный в новом гробу, воскрес в третий день, и нужно ли еще больше говорить?

Нам сегодня трудно понять и представить всё то, что предвидел Иисус Христос в этот день. Зная обо всём, что Ему предстоит, Он всё же входит в Иерусалим и направляется на встречу со ужасающими событиями Великих Четверга и Пятницы. Нам же в этот день были оставлены Его слова о том, что никто из нас, в свою очередь, не знает о временах и сроках, которые остались каждому в частности и человечеству вообще. А потому мы не должны представлять из себя ту бесплодную смоковницу, рассказ о которой также читается сегодня.

Если вы прочтете евангельские отрывки, которые положены на сегодня, то увидите, что тема Суда проходит через них красной нитью; и она ставит перед нами вопрос: каковы мы? Чем мы кажемся, чем мы на самом деле не являемся? В чем наше ложное бытие перед лицом подлинного?

По-гречески суд называется «кризис»: мы сейчас – и в течение всей истории – находимся в состоянии кризиса, то есть суда истории, то есть, в конечном итоге, суда Божиих путей над нами. Каждая эпоха – время крушений и обновлений; и вот все кажущееся – погибнет, все ложное – погибнет.

Устоит только истинное, устоит только то, что на самом деле есть, а не то, что будто бы существует. Каж­дый из нас чем-то кажется: и в хорошем, и в плохом смысле; и все то, что кажется, рано или поздно будет смыто и разнесено: Божиим судом, человеческим судом, грядущей смертью, жизнью. И мы должны, если мы хотим вступить в эти дни страстных переживаний, раньше всего подумать: чем мы являемся на самом деле? И только настоящими встав перед судом своей совести и Бога, вступить в после­дующие дни; иначе мы осуждены…

митрополит Антоний Сурожский

 

Related Post

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *