Митрополит Владимир Киевский был первым из архиереев нашей Церкви, пострадавшим в годы большевистского террора. А еще он занимал последовательно все три важнейших кафедры Русской Церкви: Московскую, Петербургскую, и Киевскую.
Митрополит Киевский и Галицкий Владимир в миру именовался Василием Никифоровичем Богоявленским. Он родился 1 января 1848 года в семье благочестивого священника села Малая Морошка Моршанского уезда Тамбовской губернии.
Закончив Тамбовскую семинарию, Василий Богоявленский отправляется в Киев, где в 1870 году поступает в Духовную Академию. По окончании Академии в 1874 году, В.Н. Богоявленский получил скромное назначение преподавателем в родную Тамбовскую семинарию. 31 января 1862 года Василий Никифорович был рукоположен во священника и определён к соборной Покровской церкви города Козлова. Снискав общую любовь, отец Василий в ней нашёл для себя и утеху от тяжкого горя – потери жены и ребёнка. И во имя этой любви отдаёт всего себя на служение Церкви, принимая иночество с именем Владимира. Постриг состоялся 8 февраля 1886 года. Уже на следующий день иеромонах Владимир был возведён в сан архимандрита и назначен настоятелем Троицкого монастыря в том же городе Козлове.
Через два года с небольшим архимандрит Владимир был назначен викарием Новгородской епархии в сане епископа Старорусского. Хиротония состоялась в Александро-Невской лавре 3 июня 1888 года.
19 января 1891 года Преосвященный Владимир был назначен епископом Самарским. И именно здесь, в Самаре, с особенной силой энергичная и самоотверженная деятельность Владыки проявилась в дни народных бедствий. Именно в это время в Самарской губернии разразился голод, но, по милосердному Промыслу Божию, Самаре был послан такой архипастырь, который делал всё, что возможно для облегчения положения. Владыка рассылал повсюду воззвания о помощи, обращался в Петербург, посылая туда образцы “голодного хлеба”.
18 октября 1892 года Преосвященный Владимир был назначен экзархом Грузии с возведением в сан архиепископа Карталинского и Кахетинского. Само назначение его на такой ответственный церковно-административный пост, как грузинский экзархат, стояло в тесной связи с успешной архипастырской деятельностью в Самаре, заметно выделившей его из среды всего русского епископата. Службы, проповедничество, братства, миссионерские вечерни, внебогослужебные собеседования, издательство, расширение церковной печати – вот что главным образом привлекало внимание и заботы экзарха. Назначение высокопреосвященного митрополита Владимира в Москву состоялось 21 февраля 1898 года. Служение на Московской кафедре стало как бы апогеем архиерейского служения митрополита Владимира. Здесь, на кафедре великих святителей московских, в самом центре России, во всей полноте раскрылись его дарования. Здесь по промыслу Божий он провёл наиболее долгое время своего служения, посвятив московской пастве четырнадцать с половиной лет.
А в 1912-м, после кончины митрополита Антония, его ожидал перевод в Петербург. Трехлетнее служение на главной кафедре России совпало с началом Первой мировой и осложнялось политическими факторами. Так, митрополит Владимир выступал против влияния Григория Распутина на синодальные дела, в связи с чем вызвал недовольство царского двора, что привело к его удалению со столичной кафедры.
С 23 ноября 1915 года — митрополит Киевский и Галицкий с сохранением звания первенствующего члена Святейшего Синода.
Киевский период для семидесятилетнего старца-митрополита был самым тяжким и самым мучительным из-за начала революции и гражданской войны.
Вечером 25 января 1918 г. через Экономические ворота Лавры вошли пять вооруженных людей. Прибыв в покои митрополита, они устроили здесь обыск, а затем, уверяя владыку Владимира, что ведут “к коменданту”, взяли его под конвой. Однако из грубых реплик непрошеных гостей святитель понял, что в действительности его собираются расстрелять. Простившись со своим келейником, одев белый клобук, панагию и накинув шубу, мученик Христов вышел с неизвестными на улицу. Убийцы посадили митрополита в автомобиль и немного отъехали с ним к северу от Лавры. Здесь, в нескольких минутах ходьбы от Экономических ворот, на площадке между двумя рядами окружавших Лавру земляных крепостных валов солдаты вывели святителя из машины. “Что, вы здесь меня хотите расстрелять?” — спросил владыка Владимир. “А что же, церемониться с тобой?” — ответили убийцы. Тогда, попросив немного времени для последней молитвы, святой Владимир воздел руки к небу и сказал: “Господи! Прости мои согрешения, вольные и невольные, и прими дух мой с миром”. Потом он обеими руками крестообразно благословил своих убийц и сказал: “Господь вас благословляет и прощает”. Митрополит еще не успел опустить рук, как раздались три выстрела. Святитель упал. Акт медицинского осмотра тела убиенного митрополита показывает, что архипастыря-мученика расстреливали разрывными пулями и кололи холодным оружием.
Тело мученически скончавшегося митрополита оставалось на месте убийства до самого утра. В Лавре узнали об ужасном событии от мирских людей, проходивших мимо места расстрела владыки. Получив разрешение большевиков, братия перенесла тело святителя в Лавру.
Через несколько дней, 29 января 1918 г., тело святителя было погребено в Крестовоздвиженской церкви на Ближних пещерах, рядом с могилами предшественников митрополита на Киевской кафедре.
Архиепископ Русской Зарубежной Церкви Аверкий (Таушев) в 1974 году в своём слове „ко дню Русской Скорби“ говорил:
«Обыкновенно принято считать, что Киевский Митрополит Владимир пал жертвой большевиков. Но расследование показало, что большевики, как таковые, в этом злодеянии, собственно говоря, даже не принимали никакого участия. Убили Митрополита распропагандированные большевиками бандиты, приглашённые для этой гнусной злодейской цели некоторыми монахами Киево-Печерской Лавры, тоже поддавшимися большевицкой пропаганде и злобно клеветавшими на своего Архипастыря, будто он «обирает» Лавру, которая получает большие доходы от богомольцев».
По свидетельству одного из киевлян того времени, это убийство произвело на жителей города гнетущее впечатление. Вскоре тайные почитатели владыки Владимира установили на месте гибели священномученика деревянный крест. Время от времени здесь появлялись неизвестно кем приносимые венки и живые цветы. По просьбе целых приходов здесь совершались панихиды.
После того как в 1988 г. Лавра была возрождена, в ней установилось местное почитание священномученика Владимира. Весной 1991 г. на крепостном валу вблизи места кончины святителя был установлен поклонный крест. В том же году состоялась общецерковная канонизация святого священномученика Владимира. А в ночь с 26 на 27 июня 1992 г. произошло обретение святых мощей угодника Божия, которые затем были перенесены в Дальние пещеры Киево-Печерской Лавры. В память этого события установлено отдельное церковное празднование.