Великое освящение воды в праздник Крещения совершается два раза: накануне, в Крещенский сочельник (18 января), и в сам день праздника. Оба эти освящения, а, следовательно, и вода совершенно одинаковы. История богослужения этого праздника связана с древней традицией – крещением новых членов Церкви, которое совершалось накануне Рождества Христова, Богоявления и Пасхи.
Именно потому в этот день Церковью установлен пост – из-за литургии, которая совершалась вечером. В наше время это литургия святителя Василия Великого, которая совмещается с праздничной вечерней и служится утром 18 января. После неё совершалось освящение воды и крещение готовящихся к этому Таинству.
После литургии был небольшой перерыв – и праздничное богослужение возобновлялось уже с повечерия и утрени. И в наше время праздничное вечернее богослужение состоит тоже из повечерия и утрени. Завершалось все Божественной Литургией. На ней вместо Трисвятого поется гимн «Елицы во Христа крестистеся…» («Те, кто крестились во Христа, облеклись во Христа, стали одно с Ним»). Именно в этот момент принявшие крещение с зажженными свечами торжественно входили в храм (в современном чинопоследовании таинства Крещения об этом нам напоминает троекратное шествие новокрещенного вокруг крещальной купели). И вот теперь все соединяются во Христе: причащаются и новокрещённые (первый раз в жизни), и вся община и совместное причащение свидетельствует, что новокрещёные присоединились к общине. И затем следовало праздничное освящение воды великим чином.
Поэтому нас не должно смущать, что вода освящается дважды. Это два совершенно одинаковых освящения и нет никаких оснований думать, что одна вода «святее» другой. Две Литургии, но один Праздник. Два великих освящения воды, но Один Христос Бог, освящающий воду.