Наместник Троицкого Ионинского монастыря о главном чуде праздника Троицы.
Без синяков в духовной жизни — никак
Кто из нас не помнит благодатного времени своего воцерковления? На всю жизнь остаётся в памяти та ревность в посещении богослужений, в чтении книг и в домашней молитве, которую Господь нам тогда давал, чтобы мы укрепились в вере, чтобы устояли в истине, которую только что узнали.
Но, как младенец не может постоянно находиться в одном и том же состоянии, но растет и развивается, и если сначала его кормят мягкой пищей, пеленают и заботятся особенно внимательно, то когда начинает ходить, его потихоньку отпускают, так и Господь по мере нашего духовного возрастания потихонечку отпускает нас, как говорится, в свободное плавание.
И хотя ребенок падает, набивает шишки и синяки, но без этого нельзя, иначе он не вырастет. Так и человек наделен свободной волей, и его нельзя — даже такими благими средствами, как призывающая благодать — насильно удерживать в вере.
Церковь выросла
В Евангелии мы читаем, как трогательно Господь Иисус Христос заботился о Своих учениках — об апостолах. Но мы знаем, что чудеса, происходившие тогда, после в истории практически уже не повторялись. Никогда больше Господь так видимо не являлся людям.
И дар говорения на иностранных языках, который получили апостолы в день Пятидесятницы, когда сошел на них Святой Дух, по прошествии какого-то времени в Церкви тоже больше уже не встречался. Почему так?
Потому что Церковь окрепла. Церковь выросла. Появилось множество и устных, и письменных свидетельств о Христе. И стали как никогда актуальными слова, сказанные Господом апостолу Фоме — о том, что «блаженны не видевшие, но уверовавшие».
Мы все с вами и есть эти «блаженные». Потому что не осязали раны Христовы, не видели Его, Воскресшего, своими глазами. Но мы веруем в это. Как апостол Павел говорил, «если Христос не воскрес, то вера наша тщетна», так мы и веруем. И это о нас Господь сказал — «блаженные».
Поиски чудес на срезе дерева
Но, к сожалению, бывают моменты, о которых тоже предупреждал Христос. Когда Его просили явить какое-то свидетельство о Себе, Он отвечал: «Род лукавый и прелюбодейный знамения ищет, и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка».
Действительно, как Иона три дня пробыл во чреве кита, так и Господь три дня был во чреве земли. И, как Иона был спасен и увидел Божий свет, так и Христос на третий день воскрес из мертвых. Это и есть — самое главное знамение. И самое главное чудо, в которое мы должны верить.
Но род сей — лукавый и прелюбодейный. Все равно сердца человеческие остаются в том же поврежденном состоянии, в какое пришли после грехопадения Адама и Евы. Мы повреждены грехом и потому продолжаем искать знамений и чудес.
Какой огромной популярностью пользуются в сети, или из рук в руки передаются фотографии каких-то свечений вокруг храмов или священников. Какие толпы собираются вокруг дерева, если разносится слух, что на его срезе проявилось некое подобие иконы Богородицы. К таким местам начинаются буквально массовые паломничества. И таких примеров — не счесть.
Откликнуться на зов
Но вот оно, перед нами — самое главное чудо в мире. Каждую Литургию, за Царскими вратами — Сам Христос в Своих Пречистых Тайнах, и мы имеем возможность причаститься Его Пречистой Плоти и Крови.
К этому чуду и нужно стремиться. К этому чуду нас призывает Господь — всегда, на каждой Литургии. Он говорит: «Примите, ядите… Пийте от нея вси». И не ищите иных чудес, как это делает лукавый и прелюбодейный мир.
Будем же всегда откликаться на этот зов. На каждой Литургии будем приступать к этому главному чуду, которое происходит в каждом храме Святой Православной Церкви. И вновь и вновь вместе с апостолом Фомой будем исповедовать свою веру во Христа: «Господь мой и Бог мой».
Иона (Черепанов), епископ Обуховский