В Церкви все необычно, и даже ее богослужебный или литургический год начитается 1 или по нынешнему календарю 14 сентября.
А почему? Давайте заглянем в историю.
Уже у евреев особо почитался месяц Тисри или Тишрей, соответствующий нашему сентябрю. Он считался первым месяцем гражданского года и был весь праздничный. 1-й день, начало нового года, назывался праздником труб. 10-й день – день очищения. 15-й день – праздник кущей, в память о странствовании евреев по пустыне. В этом же месяце начиналось празднование каждого седьмого или субботнего года и пятидесятого юбилейного года, когда должникам прощались их долги и отпускались на свободу рабы. Поэтому седьмой месяц назывался субботою суббот, т. е. праздником праздников.
Но с первого сентября год начинался не только у древних евреев, а еще и у римлян. И тут своя история.
Римский император Октавий Август (+14 г. по Р. Хр.), племянник и наследник Юлия Цезаря в 31 году до Рождества Христова одержал окончательную победу над своим соперником Антонием и стал единодержавным правителем. Для более удобного собирания податей со всех подчиненных Риму стран он установил индиктион на пятнадцать лет. Само это слово латинское и означает объявление, назначение, налог. Этот индиктион Октавий Август разделил на три срока по пять лет так, чтобы в течение всего индиктиона три раза собирались подати. Это было сделано, в основном, для отдаленных окраин огромного государства, с которых каждый год собирать подати было очень трудно. Даже за пять лет они едва успевали дойти до столицы – Рима.
Каждое пятилетие называлось люструм, т. е. светлое, потому что в это время полагалось веселиться и жечь свечи в честь императора. Дань на окраинах была небольшая. Например, в Иудее подушная подать составляла один динарий. В первое пятилетие собирали железо и медь для изготовления военного оружия, во второе – серебро на жалованье войскам, кстати, воин получал в день тот же динарий. В третье пятилетие – золото на украшение римских храмов. Такой обычай был установлен с первого сентября, который назывался индиктом как день провозглашения самодержавия Августа.
Считается, что в Церкви церковное новолетие с первого сентября было установлено на первом вселенском соборе в Никее в 325 г. Поводом послужила победа императора Константина (+337) в сентябре 323 года над соправителем Лицинием, который, несмотря на Миланский эдикт (313), продолжал преследовать христиан на Востоке империи. Отцы собора постановили праздновать этот день в память об окончательном утверждении христианской свободы.
Но они вложили в новолетие и глубокий нравственный смысл, перетолковав смысл и значение индиктиона.
«Мы празднуем, – говорили они, – индиктион, не римскими царями установленный, а узаконенный Небесным Царем славы Христом. Христов же индиктион – это Его святые заповеди. Он не требует от нас ни меди, ни железа, ни серебра, ни золота. Но вместо железа и меди Господь требует от нас твердой добродетели и крепкой веры в Бога. Вместо серебра наш Царь Христос ожидает от нас надежды, ибо она лучше, чем серебро обеспечивает человеку благополучную жизнь.
А вместо золота Он хочет от нас самой драгоценной добродетели – любви к Богу и человеку, ибо как золото драгоценнее серебра, меди и железа, так и любовь выше надежды и веры. В Писании, ведь, так и говорится: А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь их больше».
На Руси индиктом называли и каждый новый год пятнадцатилетнего промежутка, и само пятнадцатилетие. Кроме того, через 532 года круги Солнца и Луны снова начинаются вместе, то есть повторяется природная ситуация дня подвига Иисуса Христа, когда полнолуние бывает в пятницу. Временной интервал в 532 года называют индиктионом. С 1492 года на Руси отмечали Новолетие как церковно-государственный праздник. Смыслом богослужения в Новолетие было воспоминание проповеди Спасителя в Назаретской синагоге, когда Иисус Христос сказал, что Он пришел «исцелять сокрушенных
сердцем… проповедовать лето Господне благоприятное».
С этого дня начинается круг неподвижных церковных праздников. Богослужение новолетия так и называется «начало индикта», оно открывает и освящает весь литургический год.
Календарь получает культовый, сакральный характер, он упорядочивает время. Причем для церковного сознания он не зависит от времени, а в известном смысле время зависит от него. Круг церковных праздников как бы освящает текущее время и вводит в него вечность. Об этой особенности церковного календаря очень хорошо и эмоционально сказал известный богослов и философ священник Павел Флоренский (+1943): «Уничтожьте мысленно все культовые времена, и не станет календаря…Время есть культ, и когда все религиозные устои распадаются, тогда по слову великого Шекспира «время выходит из пазов своих» .