Просфора «προσφορά» — «приношение», так в древности называли всякий дар приносимый христианами в храм на богослужение, она стала символом всякого приношения Богу человеком.
В просфорне выпекается Агничная просфора — тот хлеб, который во время Литургии непостижимым образом прелагается на престоле в Истинное Тело Господа нашего Иисуса Христа. Кроме Агнца выпекаются и служебные просфорки, и так называемые маленькие просфорки, из которых во время первой части Литургии, проскомидии, священник вынимает частицы за членов торжествующей и воинствующей церкви: Матери Божией, святых отцов и жен, здравствующих и почивших православных христиан.
Просфора своим происхождением уходит в глубокую древность. Заповедь о принесении хлеба в жертву дошла до нас с ветхозаветных времен: «Пусть он приносит в приношение свое квасный хлеб, при мирной жертве благодарной» (Лев. 7, 13). Все, что необходимо для приготовления просфоры, имеет основание в Святом Евангелии. «Царство Небесное подобно закваске, в которую женщина, взяв, положила три меры муки, доколе не вскисло все» (Мф. 13, 33; Лк. 13, 21). В этой притче Иисус Христос уподобляет Царствие Небесное закваске, говоря о его внутренней благодатной силе, преображающей мир. Соль, как и огонь, изображены в Святом Евангелии очистительными средствами, уничтожающими всякую скверну: «Ибо всякий огнем осолится и всякая жертва солью осолится» (Мк. 9, 49-50; Мф. 5, 13; Лк. 14, 34-35; Кол. 4, 6).
Просфора делается круглой в знак вечности Христа и человечества во Христе, вообще в знак того, что человек сотворен для вечной жизни. Разделение просфоры на две части видимым образом обозначает это невидимое разделение естества человека на плоть и душу, находящиеся в неразрывном, но и неслитном единстве, почему и изготовляются верхняя и нижняя части просфоры отдельно одна от другой, но затем соединяются так, что становятся одним целым.
Печать на верхней части просфоры обозначает видимым образом невидимую печать образа Божия, проникающего все естество человека и являющегося высшим началом в нем. Такое устройство просфоры соответствует устройству человечества до грехопадения и природе Господа Иисуса Христа, восстановившего в Себе это нарушенное грехопадением устройство. Просфора поэтому является также знамением Господа Иисуса Христа, соединившего в Себе Божественную и человеческую природу. На печати изображен крест и около него слова IС ХР HI КА, что значит: «Иисус Христос побеждает».
Мудрость устройства просфоры позволяет ей быть и символом Церкви, и восстанавливаемой в ней, через причастие Христу, Богозданной человеческой природы. Просфоры, в основном, являются знамением обоженной твари, знамением Церкви, как вечного Царства Божия, частицей которого стремится стать человек, приносящий просфору, и чего он желает тем, за кого вынуты из нее частицы.
Достойным есть благоговейное отношение к просфоре, принесенной из храма домой. Ее полагается вкушать натощак с молитвой и, лучше всего, со св.водой.