Продолжаем изучать Великий канон, с которого должен начать свой Великий пост каждый из нас.
Песнь 1
Каиново прешед убийство, произволением бых убийца совести душевней, оживив плоть и воевав на ню лукавыми моими деяньми (Быт. 4: 8).
Каиново превзойдя убийство, по произволению я сделался убийцей совести душевной, оживив плоть и вооружившись против нее лукавыми моими деяниями.
Каин, первенец Адама и Евы, сделался и первым в истории убийцей, из зависти он убил своего младшего брата, праведного Авеля. Причем, когда братоубийца все сильнее разжигал в себе зависть и негодование, Бог пытался его остановить, давая понять, что все помышления его сердца Ему открыты, но Каин закрылся от Божественной помощи, грубо отверг ее. Святой Андрей, вспоминая Каина и обращаясь к своей душе, говорит о внутреннем убийстве, совершающемся в ней, – тяга ко греху по принципу несовместимости стремиться уничтожить целомудренные мотивы.
Авелеве, Иисусе, не уподобихся правде, дара Тебе приятна не принесох когда, ни деяния Божественна, ни жертвы чистыя, ни жития непорочнаго (Быт. 4: 4).
С Авелем, Иисусе, я не сравнялся в праведности, даров Тебе приятных не приносил никогда, ни дел богоугодных, ни жертвы чистой, ни жизни непорочной.
Последней точкой, в которой зависть переросла в подготовку к убийству, стало жертвоприношение, совершаемое братьями. Жертва Авеля, приносимая от чистого и открытого сердца, была приятна Богу, в отличие от жертвы Каина, дым от костра которой стелился по земле.
Аще и согреших, Спасе, но вем, яко Человеколюбец еси: наказуеши милостивно и милосердствуеши тепле, слезяща зриши и притекаеши, яко Отец, призывая блуднаго (Лк. 15: 20).
Если и согрешил я, Спаситель, но знаю, что Ты Человеколюбец: наказываешь сострадательно и милуешь радушно,на плачущего взираешь и поспешаешь как отец призвать блудного.
Святой Андрей вспоминает притчу о блудном сыне, в которой отец без обвинений и обид принял в свои объятия сына, который прежде от него отказался, промотал все свое наследство и лишь в крайней нужде вернулся в отчий дом. Эта притча раскрывает бесконечную, «нарушающую» все законы, любовь Бога к грешному человеку, всегдашнюю готовность его простить.
Песнь 2
Сшиваше кожныя ризы грех мне, обнаживый мя первыя боготканныя одежды (Быт. 3: 11; 21).
Сшил кожаные ризы грех и мне, сняв с меня первую Богом сотканную одежду.
После грехопадения и изгнания из рая Господь дал Адаму и Еве кожаные одежды как символ уязвимости телесной и утраты одухотворенности. Говоря, что одежды дал змей, святой Андрей имеет в виду, что дьявол своего добился – люди утратили бессмертие и общение с Богом. Ранее им не требовалось никакой одежды, потому что чувства стыда и вины были людям не знакомы, теперь же, лишившись благодати, Адам и Ева увидели свою наготу как ограниченность и опустошенность.
Обложен есмь одеянием студа, якоже листвием смоковным, во обличение моих самовластных страстей (Быт. 3: 7).
Облекся я одеянием стыда как листьями смоковницы во обличение моих самовольных страстей.
Искушая первых людей, дьявол обещал им, что в своем обособленном от Богопознания мире они сами сделаются подобными богам. После вкушения запретного плода Адам и Ева не только ничего не приобрели, но внесли смертность в свою природу, утратили ее целостность, лишились Божественной благодати. В момент этого опустошения они впервые увидели свою наготу, то есть познали, что без Бога они ровным счетом не имеют ничего, и впервые они своей наготы постеснялись; Адам и Ева сшили себе пояса из листьев.
Внешним прилежно благоукрашением единем попекохся, внутреннюю презрев богообразную скинию.
Об одном внешнем благолепии позаботился я усердно, в пренебрежении оставив внутреннюю богообразную скинию.
Скиния (шатер) – ветхозаветное походное святилище евреев, в котором совершались жертвоприношения Богу. Сердце человека, его душа, которая дороже всего мира, есть место, где совершается самое важное и значимое ежедневное жертвоприношение Богу.
Погребох перваго образа доброту, Спасе, страстьми, юже яко иногда драхму взыскав, обрящи (Лк. 15: 8).
Скрыл я первого образа красоту, Спаситель, страстями моими, но Ты, как некогда драхму, взыщи его и найди.
Упоминается притча о десяти драхмах (серебряных монетах), в которой женщина, чтобы найти одну потерянную драхму, оставляет все остальные и ищет ее до тех пор, пока не найдет. Притча говорит о том, что Господь использует все возможности, чтобы образумить и спасти заблудшего человека.
Согреших, якоже блудница, вопию Ти: един согреших Тебе, яко миро, приими, Спасе, и моя слезы (Лк. 7: 37–38).
Согрешил я и как блудница взываю к Тебе: «Один я согрешил пред Тобою, как миро прими, Спаситель, и мои слезы!»
Одна женщина, придя к Спасителю и плача о своей греховности, обливала слезами Его ноги и утирала их своими волосами. Живую веру и раскаяние этой, может быть, далекой от праведности женщины Христос противопоставил мертвому благочестию внешне религиозных фарисеев, духовных лидеров еврейского народа.
Очисти, якоже мытарь, вопию Ти, Спасе, очисти мя: никтоже бо сущих из Адама, якоже аз, согреших Тебе (Лк. 18: 13).
«Смилуйся», – как мытарь взываю к Тебе, – «Смилуйся надо мною, Спаситель, ибо никто из чад Адама, как я, не согрешил пред Тобою!»
Притча Христова о двух людях, молящихся в Иерусалимском храме: один – грешный и смиренный мытарь (презираемый народом сборщик податей в пользу римских захватчиков), другой – самоуверенный, праведный фарисей (духовный лидер народа); из них оправданным в дом свой после молитвы вернулся отнюдь не второй, а первый. Этот мытарь плакал, бил себя в грудь и повторял: «Боже, милостив буди мне грешному», в отличие от фарисея, который в молитве благодарности Богу по большей части говорил о своей праведности. Эта притча говорит о том, что Бог «гордым противится, а смиренным дает благодать».
Песнь 3
При Нои, Спасе, блудствовавшия подражах, онех наследовах осуждение в потопе погружения (Быт. 6: 1–17).
При Ное блудодействовавшим подражал я, Спаситель, и унаследовал наказание их: в потопе погружение.
Ветхозаветному праведнику Ною Бог повелел построить ковчег (большое деревянное судно). В этом ковчеге Ной, его родственники и множество животных сохранили свои жизни во время всемирного потопа, который Бог навел на землю из–за всеобщей развращенности и озлобленности, распространившейся среди людского рода подобно эпидемии.
Хама онаго душе, отцеубийца подражавши, срама не покрыла еси искренняго, вспять зря возвратившися (Быт. 9: 22–23).
Хаму всем известному, отца оскорбителю, подражая, душа, не прикрыла ты срамоты ближнего, лицом отвернувшись назад и возвратившись.
Когда Хам увидел наготу отца, заснувшего в неприглядном виде, вместо того чтобы его укрыть и избавить от стыда, неблагодарный сын посмеялся и позвал своих братьев поглядеть на патриарха рода, оказавшемся в столь неловком положении. В этом поступке Хама не только грубость и дерзость, в нем есть и желание усвоить себе родовое главенство, ведь нагота воспринималась в древности как опустошенность и обнажить чью–то наготу значило в определенном смысле это лицо низложить. За дерзость Ной проклял в сыне Хама Ханаане его потомство.
Запаления, якоже Лот, бегай, душе моя, греха, бегай Содомы и Гоморры, бегай пламене всякаго безсловеснаго желания (Быт. 19: 15–17).
Как пожара Лот, избегай, душа моя, греха, убегай от Содома и Гоморры, избегай пламени всякого безрассудного желания.
Лот, единственный праведник в Содоме, был выведен Богом из этого обреченного на уничтожение огнем города. Содом и Гоморра были испепелены, это произошло по причине настоящего духовного разложения их жителей, считавших нормой самые противоестественные грехи. В Писании приводится эпизод прихода двух ангелов к Лоту, после которого возле его жилища в большом количестве собрались содомляне. Видимо, красота ангелов, подобных юношам, так подействовала на искушенных в грехах горожан, что они стали требовать у Лота, чтобы он немедленно вывел к ним этих юношей, когда же Лот попытался им возразить, рассерженные содомляне захотели совершить над ним сексуальное насилие. Только вмешательство ангелов, поразивших слепотой одержимых содомлян, остановило это безумие.
Песнь 4
Бди, о душе моя, изрядствуй, якоже древле великий в патриарсех, да стяжеши деяние с разумом, да будеши ум, зряй Бога, и достигнеши незаходящий мрак в видении, и будеши великий купец (Быт. 32: 28).
Бодрствуй, о душа моя, совершенствуйся, как великий среди патриархов, чтобы приобрести тебе деяние с разумом, дабы обогатиться умом, зрящим Бога, и проникнуть в неприступный мрак созерцанием, и сделаться великим купцом.
Имеется в виду патриарх Иаков, который все свои таланты – мудрость, смекалистость, целеустремленность – приносил к исполнению воли Бога.
Дванадесять патриархов великий в патриарсех детотворив, тайно утверди тебе лествицу деятельнаго, душе моя, восхождения: дети, яко основания, степени яко восхождения, премудренно подложив.
Двенадцать патриархов великий среди патриархов породив, таинственно утвердил для тебя, душа моя, лестницу деятельного восхождения, премудро детей как ступени, а свои шаги – как восхождения по ним расположив.
Патриарх Иаков, сыновья которого стали основателями двенадцати израильских колен (Израиль – имя, данное Иакову Самим Богом), во время своего пути в Харран увидел таинственную лестницу, соединяющую небо и землю, по этой лестнице поднимались и опускались ангелы. Иакову пришлось положить множество трудов (взойти на лестницу), чтобы возвысить свой род, из которого, по обетованию Божиему, должен был произойти Спаситель мира. Духовные плоды также достигаются множеством трудов – ежедневной молитвой и духовным подвигом, который становится в душе человека лестницей, соединяющей его со Спасителем Христом.
Исава возненавиденнаго подражала еси, душе, отдала еси прелестнику твоему первыя доброты первенство, и отеческия молитвы отпала еси, и дважды поползнулася еси, окаянная, деянием и разумом: темже ныне покайся (Быт. 25: 32; 27: 37; Мал. 1: 2–3).
Исаву презренному подражая, отдала ты, душа, своему соблазнителю первоначальной красоты первородство, и отеческой молитвы лишилась, / и двояко подпала соблазну, несчастная: делом и разумом; потому ныне покайся.
Исав был братом–близнецом патриарха Иакова, однако Исав первым вышел из материнской утробы, поэтому благословение отца почивало на нем, как на первенце. Однако Исав, будучи грубым и нечутким ко всему нематериальному, не отвергая своего первородства, пренебрегал и им, и отцовским благословением. Иаков, напротив, всеми силами души к нему стремился. Как–то раз Исав, испытывая сильный голод, уступил Иакову свое первородство за чечевичную похлебку. Двукратное унижение души, о котором говорит святой Андрей, это когда человек сперва совершает действие греха в определенном смысле непроизвольно, по немощи, а следующее унижение – когда расположенность к греху входит в навык, пускает свои корни в разум и сознание человека, тем самым повреждая его личность.
Едом Исав наречеся, крайняго ради женонеистовнаго смешения: невоздержанием бо присно разжигаемь и сластьми оскверняемь, Едом именовася, еже глаголется разжжение души любогреховныя (Быт. 25: 30).
Эдомом Исав был прозван за крайнее к женам вожделение; ведь невоздержанием постоянно пылая и наслаждениями оскверняясь, он был наименован Эдомом, что значит: «распаление души грехолюбивой».
Едом в переводе с еврейского значит «красный». Наименование в память о цене предательства – чечевичной похлебке, которая имела красный цвет. Исав возненавидел Иакова, и последнему приходилось длительное время скрываться от гнева брата.
Иова на гноищи слышавши, о душе моя, оправдавшагося, того мужеству не поревновала еси, твердаго не имела еси предложения во всех, яже веси, и имиже искусилася еси, но явилася еси нетерпелива (Иов. 1: 1–22).
Об Иове на гноище услышав, ты, о душа моя, и его оправдании, не поревновала ему в мужестве, не имела твердой воли во всем, что узнала, что видела, что испытала, но оказалась нетерпеливой.
Ветхозаветный праведник и страдалец Иов, имевший прежде большую семью, богатство и почет, в одночасье потерял буквально все, так что ничего у него не осталось, кроме жены, утратившей от страдания рассудок и призывавшей мужа похулить Бога за все произошедшее, а вслед за этим умереть. В довершение страданий праведный Иов заболел проказой, считавшейся в древности болезнью, посылаемой Богом за особенно тяжкие грехи. Иов – пример и образ праведного страдальца, он является прообразом страдающего за грехи людей Христа. Иов, обращался к Богу, искренне пытаясь понять, почему с ним все это происходит. Господь открылся Иову, дав понять, что страдания всегда посылаются не за что–то, а для чего–то. То есть не как наказание, а ради духовного становления человека, хоть, конечно, далеко не всегда человек может осознавать необходимость такого для себя испытания. Бог вновь возвысил Иова, вернув ему здоровье, силы и состояние.
Песнь 5
Моисеов слышала еси ковчежец, душе, водами, волнами носим речными, яко в чертозе древле, бегающий дела горькаго совета фараонитска (Исх. 2: 3).
О Моисее в ковчежце ты слышала, душа, в древности по воде носимом волнами речными и как в чертоге избегшем горького бедствия – замысла фараонова.
Египетский фараон, опасаясь возрастающей численности евреев, имевших большое влияние при прежней династии, сперва низвел их почти до рабского положения, а после повелел убивать всех рожденных в этом народе мальчиков. Пророк Моисей в младенчестве был спасен от смерти: мать положила его в корзине на берегу Нила, там младенца нашла дочь фараона. Она пожалела его, собственно она и нарекла его Моисеем, мальчик был взят на содержание и воспитание при царском дворе.
Аще бабы слышала еси, убивающая иногда безвозрастное мужеское, душе окаянная, целомудрия деяние, ныне, яко великий Моисей, сси премудрость (Иск. 1: 8–22).
О повивальных бабках ты слышала, несчастная душа, что должны были некогда убивать младенцев мужского пола – действие целомудрия; но теперь, как великий Моисей, пей молоко премудрости.
Повеление убивать еврейских новорожденных мальчиков было возложено фараоном непосредственно на повивальных бабок (акушерок). Они же, не взирая на возможную расправу, стремились уклониться и уйти от исполнения этого указа, тем самым они сумели спасти многие жизни.
Яко Моисей великий египтянина, ума, уязвивши окаянная, не убила еси, душе; и како вселишися, глаголи, в пустыню страстей покаянием? (Исх. 2: 11–12).
Как Моисей великий / египетскому разуму удар нанеся, ты, несчастная душа, его не убила; и как ты заселишь, скажи, пустыню страстей покаянием?
Убив жестокого египтянина, избивавшего работающего еврея, Моисей укрыл тело мучителя в песке. После чего Моисею пришлось сорок лет скрываться от египетских властей в земле Мадиамской, именно там Бог призвал его к пророческому служению и к избавлению его народа от египетского рабства. В аллегорическом толковании библейского текста «убить египтянина» – значит преодолеть мучащий тебя греховный помысел, и только после этого, удалившись от искушения, человек сможет ощутить в себе глас Божий.
Моисеов жезл воображай, душе, ударяющий море и огустевающий глубину, во образ Креста Божественнаго: имже можеши и ты великая совершити (Исх. 14: 21–22).
Моисеев жезл изобрази, душа, ударивший море и огустивший глубину, знамением Креста божественного, которым сможешь и ты великое совершить.
Во время исхода евреев из Египта Бог явил им великое чудо: по мановению руки Моисея, в которой он держал свой жезл, Красное море под действием поднявшегося сильного ветра расступилось, открыв путь народу от преследовавших их египетских воинов к земле Обетованной. Жезл Моисея – это прообраз Креста Господня.
Аарон приношаше огнь Богу, непорочный, нелестный; но Офни и Финеес, яко ты душе, приношаху чуждее Богу, оскверненное житие (Лев. 10: 1–3; 1 Цар. 2: 12–13).
Аарон приносил Богу огонь беспримесный, чистый; но Офни и Финеес принесли как ты, душа, отчужденную от Бога нечистую жизнь.
Аарон – старший брат пророка Моисея и первосвященник еврейского народа. Два его старших сына за непослушание Богу и небрежное исполнение своего служения были поражены смертью. Офния и Финеес жили значительно позже – они были сыновьями священника Илии; их нечестие, за которое они так же, как и сыновья Аарона, были поражены смертью, было настолько велико, что люди из–за них прекратили совершать жертвоприношения Богу. Святой Андрей, взывая к своей душе, сокрушается о том, что можно ежедневно находиться рядом со святыней, служить Богу и, умом понимая всю важность и ответственность этого служения, тем не менее оставаться нерадивым и распущенным.
Песнь 6
Волны, Спасе, прегрешений моих, яко в мори Чермнем возвращающеся, покрыша мя внезапу, яко египтяны иногда и тристаты (Иск. 14: 26–28; 15: 4–5).
Волны, Спаситель, грехов моих, как в Красном море, возвратившись, внезапно покрыли меня, как некогда египтян и их всадников.
Море, расступившееся перед Моисеем и следовавшими за ним евреями, впоследствии накрыло преследовавшее их войско египтян (тристаты – всадники). В образном толковании исход из египетского рабства – это покаяние, освобождение человека от тирании греха, войско – это греховные навыки и привычки, от которых необходимо отказаться. Но бывает, что человек настолько прикипает к своим страстям, давая им войти в душевные и духовные глубины личности, что личность его может погибнуть для вечности с Богом, потому что, вместив грех в свою природу, душа уже не сможет вынести Божества, именно поэтому ничто нечистое не войдет в Царствие Божие.
Неразумное, душе, произволение имела еси, яко прежде Израиль: Божественныя бо манны предсудила еси безсловесно любосластное страстей объядение (Чис. 21: 5).
Неразумен твой выбор, душа, как у Израиля в древности: ибо божественной манне ты предпочла безрассудно сластолюбивое страстями пресыщение.
Во время странствия по пустыни в поисках Обетованной земли Бог чудесным образом питал еврейский народ: утром землю, подобно росе или снегу, покрывала особая пища – манна. Евреи, постоянно роптавшие и укорявшие Моисея в том, что им долгое время приходится терпеть бесконечные лишения, сначала воспринимали появление манны невероятным чудом, но со временем стали говорить и о ней как о негодной пище.
Кладенцы, душе, предпочла еси хананейских мыслей, паче жилы камене, из негоже премудрости река, яко чаша, проливает токи богословия (Исх. 17: 6).
Колодцы предпочла ты, душа, хананейских помыслов камню с жилою водною, из которого как бы премудрости чаша проливает струи богословия.
Хананеи – потомки сына Хама Ханаана, отверженного Ноем. В Священном Писании – это народ, несущий на себе печать этого отвержения в своих языческих обрядах, традициях и образе мыслей. Этот греховный образ мыслей, нацеленный только на материальное, проявляется у каждого человека. Святой Андрей, говоря о камне, из которого потекла вода, вспоминает один эпизод странствия еврейского народа по пустыни. В очередной раз когда евреи поднял ропот на Моисея, в этом случае из–за недостатка питьевой воды, и пророку казалось, что сейчас его уже побьют камнями, он ударил своим жезлом по скале и из нее забил родник чистейшей воды. Чистейшая вода подобна чистой мысли, которая в отличии от той ропотливой, всегда несущей в себе эгоистичное желание, напротив, не стремится к обладанию, а рождается в мужестве, упорстве и доверии Богу.
Свиная мяса и котлы, и египетскую пищу, паче Небесныя, предсудила еси, душе моя, якоже древле неразумнии людие в пустыни (Исх. 16: 3).
Свиное мясо, и котлы, и египетскую пищу небесной пище предпочла ты, душа моя, как некогда безрассудный народ в пустыне.
Упоминается еще один из многочисленных эпизодов ропота евреев на Моисея во время их сорокалетнего странствования: люди вспоминали, что в Египте, несмотря на тяготы и унижения рабства, у них были гарантированные котлы, в которых варилось мясо. Сам Господь вел их к свободе, к обладанию собственной плодородной землей, к свидетельству о Едином Живом Боге для всего языческого мира – и все это в моменты малодушия становилось для них меньшей ценностью, чем кормежка и отдых по окончании изнурительных работ на строительстве пирамид для мертвых фараонов.
Яко удари Моисей, раб Твой, жезлом камень, образно животворивая ребра Твоя прообразоваше, из нихжевси питие жизни, Спасе, почерпаем (Исх. 16: 3).
Когда ударил Моисей, служитель Твой, жезлом о камень, он образно предъизобразил животворящие ребра Твои, из которых все мы, Спаситель, черпаем напиток жизни.
Тот же эпизод с чудесным изведением воды из скалы ударом жезла Моисея упоминается как прообраз истечения из ребер Христа крови и воды во время крестных Его страданий, после удара, нанесенного воином, чтобы убедиться в наступившей смерти Распятого. Этот эпизод евангелия от Иоанна является указанием на Евхаристию.
Испытай, душе, и смотряй, якоже Иисус Навин, обетования землю, какова есть, и вселися в ню благозаконием.
Испытай, душа, и обозри, как Иисус Навин, обетованную землю, какова она, и поселись в ней чрез исполнение закона.
Иисус Навин – преемник Моисея, военачальник, одержавший множество побед и введший израильтян в Обетованную землю.
Песнь 7
Кивот яко ношашеся на колеснице, Зан оный, егда, превращшуся тельцу, точию коснуся, Божиим искусися гневом; но того дерзновения убежавши, душе, почитай Божественная честне (2 Цар. 6: 6–7).
Когда везли на колеснице ковчег, / Оза, тебе известный, / в то время, как в сторону телец свернул, / коснувшись только, испытал на себе гнев Божий; / но избегай его дерзости, душа, / почитай Божественное благоговейно.
Кивот или Ковчег Завета – величайшая святыня еврейского народа. Во время перевоза Ковчега в Иерусалим Оза, один из служителей, коснулся ковчега рукой, когда телега, как ему показалось, сильно наклонилась. За это прикосновение к святыне, строго запретное в Ветхом Завете, Озия был поражен смертью.
Слышала еси Авессалома, како на естество воста, познала еси того скверная деяния, имиже оскверни ложе Давида отца; но ты подражала еси того страстная и любосластная стремления (2 Цар. 15: 1–37; 16: 21).
Ты слышала об Авессаломе, как он на естество восстал; знаешь его скверные деяния, которыми он обесчестил ложе Давида-отца. Но сама подражала его страстным и сластолюбивым стремлениям.
Авессалом, честолюбивый сын пророка и царя Давида, восстал на своего отца в намерении убить его и захватить в свои руки власть в Иудее. Давиду с верными ему людьми пришлось скрываться от людей Авессалома. А заносчивый сын, желая показать всему Иерусалиму свое пренебрежение к отцу, завладел его наложницами, причем шатер, в котором Авессалом совершал свое злодеяние располагался так, чтобы всем было видно, как он заводит туда этих женщин. В дальнейшем мятежники были изгнаны из Иерусалима, сам же Авессалом во время бегства бесславно погиб.
Покорила еси неработное твое достоинство телу твоему, иного бо Ахитофела обретше врага, душе, снизшла еси сего советом; но сия разсыпа Сам Христос, да ты всяко спасешися (2 Цар. 16: 20–21).
Покорила ты свободное свое достоинство телу твоему, ибо найдя иного Ахитофела – врага, ты, душа, склонилась на его советы; но их разрушил сам Христос, чтобы ты спаслась всесовершенно.
Ахитофел – советник царя Давида и предатель, ставший на сторону мятежного Авессалома. Именно он дал ему совет завладеть наложницами отца, чтобы весь Иерусалим об этом узнал. Еще одним советом этого лукавого человека было обоснование необходимости убийства Давида. Исполнение этого намерения сумел мудро отклонить другой советник Авессалома, сохранивший верность изгнанному Давиду, его звали Хусий. Он дождался восстановления справедливости и возвращения Давида, а предатель Ахитофел закончил свою жизнь самоубийством.
Соломон чудный и благодати премудрости исполненный, сей лукавое иногда пред Богом сотворив, отступи от Него; емуже ты проклятым твоим житием, душе, уподобилася еси (3 Цар. 3: 12; 11: 4–6).
Соломон чудный и благодати премудрости преисполненный некогда злое против Бога сотворив, отступил от Него. Ему ты сама, душа, по жизни своей, проклятия достойной, уподобилась.
Другой сын Давида, Соломон, прославившийся в истории своей мудростью, не смог до конца устоять в ней, утратив благочестие. Ослепительная слава и необъятное богатство подточили его мудрость. Множество жен и наложниц, которых брал он себе из языческих народов, склонили его сердце к идолопоклонству.
Ровоаму поревновала еси, не послушавшему совета отча, купно же и злейшему рабу Иеровоаму, прежнему отступнику, душе; но бегай подражания и зови Богу: согреших, ущедри мя (З Цар. 12: 13–14, 20).
Ровоаму поревновала ты, душа, не послушавшему советников отца своего, а вместе и злейшему рабу, Иеровоаму, древнему мятежнику. Но оставь подражание им и взывай к Богу: «Согрешила, пожалей меня!»
После смерти Соломона его сын Ровоам необдуманными и заносчивыми решениями спровоцировал смуту и раскол в мощном, созданном Давидом и Соломоном государстве. Оно разделилось на два враждующих царства – Иудейское и Израильское, первое возглавил Ровоам, второе – один из прежних слуг Соломона Иеровоам.
Песнь 8
Ты Озии, душе, поревновавши, сего прокажение в себе стяжала еси сугубо: безместная бо мыслиши, беззаконная же дееши; остави, яже имаши, и притецы к покаянию (4 Цар. 15: 5; 2 Парал. 26: 19).
Ты Озии, душа, поревновав, его проказу в себе носишь вдвойне, ибо о недолжном мыслишь и беззаконное делаешь. Оставь то, чего держишься, и прибегни к покаянию.
Иудейский Царь Озия, благочестиво и мудро начавший правление и успевший принести много пользы своему народу, как часто случается, приписал многочисленные успехи исключительно собственной гениальности, отчего сердце его ожесточилось к окружающим – царь сделался надменным. Гордость привела его к тому, что Озия собственноручно решил совершать священнодействия в Иерусалимском Храме. Попытки священников образумить царя, остановить это безумие встретили лишь гнев. За свою гордость и святотатство Озия был наказан проказой, а правление страной перешло к его сыну.
Ниневитяны, душе, слышала еси кающияся Богу, вретищем и пепелом, сих не подражала еси, но явилася еси злейшая всех, прежде закона и по законе прегрешивших (Иона 3: 5).
О ниневитянах слышала ты, душа, каявшихся Богу в рубище и пепле, им ты не подражала, но оказалась упорнее всех, до закона и после закона согрешивших.
Жители Ниневии, столицы Ассирийского царства, одного из самых жестоких и агрессивных государств в истории Древнего мира, покаялись от обличительной проповеди пророка Ионы. Внешним выражением их покаяния был строгий пост. Ниневитяне оделись во вретища – старые одежды из грубых тканей – и посыпали головы пеплом – это традиционные восточные знаки выражения глубокой скорби и печали.
В рове блата слышала еси Иеремию, душе, града Сиона рыданьми вопиюща и слез ищуща; подражай сего плачевное житие, и спасешися (Иер. 38: 6).
Ты слышала о Иеремии, душа, во рве с грязью ко граду Сиону с рыданиями взывавшем и слез искавшем; подражай его плачевной жизни и спасешься.
Иеремия во время осады Иерусалима вавилонским царем Навуходоносором, был брошен иудейскими вельможами в яму за свои, как им казалось, упаднические пророчества. Пророк и раньше подвергался насилию от властителей и приближенных к ним угодливых лжепророков зато, что пророчествовал от Бога, и эти слова всегда были не теми, что они желали слышать.
Иона в Фарсис побеже, проразумев обращение ниневитянов, разуме бо, яко пророк, Божие благоутробие; темже ревноваше пророчеству не солгатися (Иона 1: 3).
Иона в Фарсис бежал, предвидя обращение ниневитян: ибо он знал, как пророк, милосердие Божие, и потому ревностью пламенел, чтобы не явилось пророчество ложным.
Пророк Иона, призванный Богом, чтобы идти пророчествовать в Нинивею, столицу враждебного Израилю Ассирийского Царства, сначала пытался уклониться от этого призыва. Поначалу пророк Иона отреагировал вполне по–человечески: он поплыл в противоположную от Ассирии сторону, в Фарс. Пророк, как израильтянин, не хотел, чтобы Господь помиловал жестоких, враждебных его народу ассирийцев, не покаяния он желал им, а наказания.
Даниила в рове слышала еси, како загради уста, о душе, зверей; уведела еси, како отроцы, иже о Азарии, погасиша верою пещи пламень горящий (Дан. 6: 4–28; 4: 24).
Слышала ты, о душа, как Даниил во рве заградил пасти зверей; узнала, как бывшие с Азарией отроки угасили верою печи пламень горящий.
Библейский пророк Даниил, находившийся в вавилонском пленении за неповиновение указу взошедшего на престол мидийского царя Дария, прославлял своего Бога, и был брошен за это в ров со львами. Дикие звери не причинили святому вреда, пророк был отпущен, а царь, поразившись этому чуду, издал новый указ, чтобы во всех его владениях чтили Бога, которому служит Даниил. Ранее, при прежней халдейской династии, за отказ поклониться языческому истукану друзья Даниила – Азария, Анания и Мисаил – живьем были брошены в печь; от огня их избавил ангел, что стало поводом для такого же указа царя Навуходоносора II.
Песнь 9
Христос искушашеся, диавол искушаше, показуя камение, да хлеби будут, на гору возведевидети вся царствия мира во мгновении; убойся, о душе, ловления, трезвися, молися на всякий час Богу (Мф. 4: 1–9; Мк. 1: 12–13; Лк. 4: 1–12).
Христос был искушаем: диавол искушал Его, показывая камни, да превратит их в хлебы; возвел Его на гору, да узрит все царства мира в одно мгновение; бойся, о душа, дела сего, трезвись и молись ежечасно Богу.
Перед выходом на общественное служение Господь Иисус Христос сорок дней постился в пустыни, в это время Его искушал дьявол. Наряду с другими искушениями испуганный дьявол пытался вынудить Иисуса сотворить из камня хлеб, возможно, он хотел проверить, действительно ли Иисус обладает Божественной силой, и вынудить Его использовать эту силу не для служения Отцу, а для собственных потребностей. Вспоминая этот эпизод, святой Андрей призывает христиан к посту, молитве и трезвению, чтобы избежать изощренных искушений отца лжи – дьявола.
Горлица пустыннолюбная, глас вопиющаго возгласи, Христов светильник, проповедуяй покаяние; Ирод беззаконнова со Иродиадою. Зри, душе моя, да не увязнеши в беззаконныя сети, но облобызай покаяние (см.: Мф. 3: 8; 14, 3; Мк. 6: 17; Лк. 3: 19–20).
Горлица пустыннолюбивая, голос вопиющего возгласил, Христов светильник, проповедуя покаяние; но Ирод сотворил беззаконие с Иродиадой: смотри, душа моя, не запутайся в сетях беззаконников, но возлюби покаяние.
Царь Ирод похитил жену своего брата Филиппа и незаконно сожительствовал с ней; часто один грех тянет за собой другой, и со временем душа попадает в «беззаконные сети». В дальнейшем именно это прелюбодеяние, обличаемое Иоанном Крестителем, стало причиной жестокой его казни.
В пустыню вселися благодати Предтеча, и Иудея вся и Самария, слышавше, течаху и исповедаху грехи своя, крещающеся усердно: ихже ты не подражала еси, душе (см.: Мф. 3: 1–6; Мк. 1: 3–6).
В пустыне поселился благодати Предтеча, и со всей Иудеи и Самарии слушавшие его стекались и исповедывали грехи свои, крещение принимая усердно. Но ты им не подражала, душа.
Иоанн Предтеча проповедовал, призывая людей к покаянию, он готовил народ к пришествию Христа, именно на это служение его призвал Бог. Послушать Иоанна, подвизавшегося в пустыни, шли люди из самых разных сословий, они исповедовали ему свои грехи.
Брак убо честный, и ложе нескверно: обоя бо Христос прежде благослови, плотию ядый, и в Кане же на браце воду в вино совершая, и показуя первое чудо, да ты изменишися, о душе (Ин. 2: 1–11).
Брак – честен и ложе – непорочно, ибо Христос их некогда благословил, плотию пищу вкушая, и в Кане на браке воду в вино претворяя, и показав это первое чудо, чтобы ты изменилась, о душа.
Первым чудом, совершенным Христом, было превращение воды в вино на браке в Кане Галилейской. Чудо произошло по просьбе Матери Иисуса. Говоря об этом чуде, толкователи всегда рассуждали не только о любви Бога и Пресвятой Богородицы и их живом участии даже в простых человеческих нуждах, но и о благодати, о наполненности, о том, что Христос преображает в иное качество природу человека, если тот искренне стремится к жизни с Ним.