Чтение Великого канона преподобного Андрея Критского на трёх языках: церковнославянском, русском и украинском. Среда.
Песнь 1
Священник, мя предвидев, мимо иде, и левит, видев в лютых нага, презре; но из Марии возсиявый, Иисусе, Ты, представ, ущедри мя (Лк. 10: 31–32).
Священник, меня заметив, прошел мимо, и левит, видя меня в тяжкой беде, обнаженным, презрел. Но от Марии воссиявший Иисусе, Ты приди и помилуй меня.
В евангельской притче о милосердном самарянине, проявившем сострадание и оказавшем помощь несчастному человеку, пострадавшему на пути от разбойников, левит и священник, проходившие прежде самарянина и видевшие на дороге этого истекающего кровью человека, не оказали ему помощь, а отправились дальше своей дорогой.
Песнь 2
Поползохся, яко Давид, блудно и осквернихся, но омый и мене, Спасе, слезами (2 Цар. 11: 4).
Поскользнулся я от невоздержания подобно Давиду и осквернился; но омой и меня, Спаситель, слезами моими.
Царь и пророк Давид, пленившись красотой Вирсавии, жены своего верного воина Урии, завладел ею, совершив прелюбодеяние. Когда Давид узнал, что она забеременела от него, намерено отправил Урию на смерть, после чего взял Вирсавию себе в жены. Один грех всегда тянет за собой другие. Но даже самое тяжелое падение не отвращает от человека Божественной любви, человек всегда своим покаянием может вернуться в радость Богообщения. Давид в дальнейшем горько оплакивал свое преступление перед Богом. Наиболее известный и любимый пятидесятый псалом царя Давида традиция связывает именно с этим покаянным периодом жизни пророка.
Дверь Твою не затвори мне тогда, Господи, Господи, но отверзи ми сию, кающемуся Тебе (Мф. 7: 21–23; 25: 11).
Дверь Твою не затвори предо мною тогда, Господи, Господи, но открой ее для меня, кающегося Тебе.
В притче о десяти девах Христос говорит о готовности людей к встрече с Богом. Девы ночью со светильниками ожидали прихода Жениха – это традиционная часть брачной палестинской церемонии, когда подруги невесты ждали прихода ее избранника. Пять дев из притчи были мудрыми, они запаслись маслом, пять других, напротив, проявили нерадение – когда Жених пришел в ночи, масло в их светильниках закончилось. Пять нерадивых дев побежали покупать новое масло, но, когда они вернулись, двери, вводящие к брачному пиру, были уже затворены. Эта притча напоминает о необходимости бодрствования, потому что никто из нас не знает своего часа, и проявляющие нерадение не войдут со Христом в Его Царство.
Кому уподобилася еси, многогрешная душе? Токмо первому Каину и Ламеху оному, каменовавшая тело злодействы и убившая ум безсловесными стремленьми (Быт. 4: 1–26).
Кому уподобилась ты, многогрешная душа? Увы, древнему Каину и тому Ламеху, поразив камнями – злодействами – тело и умертвив разум безрассудными стремлениями.
О первом в истории убийце Каине святой Андрей уже вспоминал – это был старший сын прародителей Адама и Евы, убивший своего родного брата Авеля. Ламех был потомком Каина в шестом поколении и тоже убийцей, только в отличие от своего предка Ламех уже не старался скрыть своего злодеяния, он, напротив, хвастался им перед своими женами.
Едина отверзла еси хляби гнева Бога твоего, душе моя, и потопила еси всю, якоже землю, плоть, и деяния, и житие, и пребыла еси вне спасительнаго ковчега (Быт. 7: 1–24).
Ты одна отверзла водопады гнева Бога твоего, душа моя, и как землю потопила всю плоть, и дела, и жизнь, и осталась вне спасительного ковчега.
Вспоминая ветхозаветных праведников, верой и жизнью своей противостоящих всеобщей греховной энтропии, поразившей мироздание после падения прародителей рода человеческого, святой Андрей, остановившись мыслью на Ное, обращается к своей душе, уподобляя ее всем современникам праведника, жившим одним лишь грехом, который и погубил их в пучине вод, в то время как Ной спасся от потопана в ковчеге.
Песнь 3
Благословения Симова не наследовала еси, душе окаянная, ни пространное одержание, якоже Иафеф, имела еси на земли оставления (Быт. 9: 21–29).
Благословения Симова ты не наследовала, душа несчастная, ни обширного владения, как Иафет не получила на земле прощения.
Сим и Иафет, два сына праведного Ноя, противопоставляются его третьему сыну – Хаму, проявившему дерзость и надсмеявшемуся над своим отцом. Когда Хам увидел наготу отца, заснувшего в неприглядном виде, вместо того чтобы его укрыть и избавить от стыда, неблагодарный сын посмеялся и позвал своих братьев поглядеть на патриарха рода, оказавшемся в столь неловком положении. В этом поступке Хама можно усмотреть не только грубость и дерзость, в нем есть и желание усвоить себе родовое главенство, ведь нагота воспринималась в древности как опустошенность, и обнажить чью–то наготу значило в определенном смысле это лицо низложить. Но братья Хама Сим и Иафет поступили благоразумно, они, отвернув лица от спящего отца, чтобы не внести в сердце свое смущение, укрыли его одеялом.
От земли Харран, изыди от греха, душе моя, гряди в землю, точащую присноживотное нетление, еже Авраам наследствова (Быт. 12: 1–7).
Из земли Харран – от греха выйди, душа моя, поспеши в землю, источающую вечно живое нетление, которую Авраам унаследовал.
Бог призвал к служению праведного Авраама, повелев выйти ему со своими людьми и стадами с насиженного места, оттуда, где проживали его родственники, и идти в неизвестность, в землю, которую Бог обещал указать Аврааму в дальнейшем. Авраам поверил Богу, он откликнулся на Его призыв и покинул Харран.
У дуба Мамврийскаго учредив патриарх Ангелы, наследствова по старости обетования ловитву (Быт. 18: 1).
У дуба Мамврийского патриарх, Ангелов угостив, унаследовал в старости обетование в награду.
В дубраве Мамре Аврааму явился Бог в образе трех ангелов. В этом явлении, по толкованию святых отцов, был откровение Бога Троицы в едином Существе – Отца, Сына и Святого Духа. Явившись Аврааму, Господь в очередной раз сказал ему и о том, что Сарра вопреки старости родит сына, что и исполнилось в ближайшее время.
Исаака, окаянная душе моя, разумевши новую жертву, тайно всесожженную Господеви, подражай его произволению (Быт. 22: 2).
Исаака, несчастная душа моя, узнав как новую жертву всесожжения, таинственно принесенную Господу, подражай его произволению.
Настоящее чудо было явлено в рождении пожилой Саррой обетованного наследника Аврааму, мальчика нарекли Исааком. Он стал истинным утешением для отца. Но Господь решил испытать веру своего избранника, Он повелел Аврааму подняться в горы и принести в жертву Исаака. С великой скорбью и плачем Авраам, всегда исполнявший волю Божию, повиновался и на этот раз. Когда он уже готов был вознести нож над сыном, Бог через ангела Своего остановил руку Авраама, вернув ему радость отцовства. В этом испытании толкователи усматривают прообраз крестной жертвы Сына Божия, принесенного в Жертву за грехи всего мира.
Исмаила слышала еси, трезвися, душе моя, изгнана, яко рабынино отрождение, виждь, да не какоподобно что постраждеши, ласкосердствующи (Быт. 21: 10–11).
Об Измаиле ты слышала, душа моя, изгнанном, как рабыни порождение; смотри, трезвись, чтобы и тебе за распутство не претерпеть подобного.
До чудесного рождения Исаака, во время ожидания этого обещания Божьего, Авраам и Сарра, впав в малодушие, решили, что Аврааму необходима наложница, способная родить ребенка уже сейчас. Ею стала одна из служанок, египтянка Агарь. Она родила Аврааму сына Измаила. Рождение Аврааму наследника стало для Агари предметом превозношения над Саррой, отчего та сильно переживала. Даже когда старая Сарра зачала и родила Исаака, неприязненное отношение Агари сохранялось, оно переходило даже на отношение ее сына Измаила к Исааку. Агарь с Измаилом, по повелению Божию, были оставлены Авраамом. В дальнейшем от Измаила произошли арабские народы. Апостол Павел, говоря о вере, рождение от рабыни, которое произошло вследствие недоверия Богу, толкует как веру из страха, как законничество, а под обетованным рождением Исаака подразумевает свободу и духовной жизнь во Христе.
Песнь 4
Чашу Церковь стяжа, ребра Твоя живоносная, из нихже сугубыя нам источи токи оставления и разума во образ Древняго и Новаго, двоих вкупе Заветов, Спасе наш (Ин. 19: 34).
Как чашу Церковь обрела / ребра Твои живоносные, из которых двойной нам излился поток: прощения грехов и познания, во образ Ветхого и Нового, – двух вместе Заветов, Спаситель наш.
В Евангелии от Иоанна, таинственном и символичном, есть много важных параллелей. Вода, чудесным образом превращенная в вино на браке в Кане Галилейской, – это не только чудо любви, явленное простым людям, – это и символ наполненности благодатью с приходом Христа всего, что мы имели прежде Него. Вода, ставшая вином, – это и Ветхий Завет, смененный Новым. И упоминание евангелистом Иоанном истечения из ребра Христа на Голгофе крови и воды – это знак того, что Крестная Жертва есть центр всей священной истории, но человек приобщается к этой Жертве Любви, только если прилагает к этому старание.
Наг есмь чертога, наг есмь и брака, купно и вечери; светильник угасе, яко безъелейный, чертог заключися мне спящу, вечеря снедеся, аз же по руку и ногу связан, вон низвержен есмь (см.: Мф. 25: 1–13; Лк. 12: 35–37; 13: 24–27; 14: 7–24).
Лишен я чертога, лишен и брака, а вместе – и вечери; светильник погас, ибо нет в нем елея, чертог, пока я спал, затворился, вечеря окончена, а я по рукам и ногам связан и извержен вон.
Тема небрежения к Божественной любви, постоянно поднимаемая святым Андреем в каноне, в Святом Евангелии выражена во множестве притч, произнесенных Христом. Очень часто образ Царства Небесного в притчах Господь уподоблял брачному пиру, от которого приглашенные в одном случае просто отказывались под мнимыми причинами, а в другом – приходили, но в не соответствующей торжеству одежде.
Песнь 5
Яко тяжкий нравом, фараону горькому бых, Владыко, Ианни и Иамври, душею и телом, и погружен умом, но помози ми (Исх. 7: 11; 2 Тим. 3:, 8).
Как тяжкий нравом, фараону жестокому, Владыка, стал я Ианнием и Иамврием душою и телом и погряз умом; но помоги мне.
Наше внутреннее противление и нежелание следовать за Богом святой Андрей уподобляет египетским жрецам Ианни и Иамври, которые противились чудесам Моисея, пытаясь тщетно их повторить. Все старания жрецов были направлены на то, чтобы удержать колеблющихся евреев в своем рабстве, не отпустить их вслед за пророком Моисеем.
Мене ради Бог сый, вообразился еси в мя, показал еси чудеса, исцелив прокаженныя и разслабленнаго стягнув, кровоточивыя ток уставил еси, Спасе, прикосновением риз (см.: Мф. 9: 20; Мк. 5: 25–27; Лк. 8: 43–44).
Меня ради, будучи Богом, Ты принял мой образ, показал чудеса, исцелив прокаженных и расслабленных укрепив, остановив у кровоточивой ток крови, Спаситель, прикосновением к краю риз.
Господь Иисус Христос, совершая Свои чудеса любви к людям, одновременно разрушал фарисейские стереотипы, человеческие псевдорелигиозные установления, которые, становились оковами живой веры и любви. Он исцелял людей в субботу, нарушал постановления о ритуальной чистоте и осмысленно делал многое другое, что раздражало фарисеев. Эпизод с кровоточивой женщиной, которая не имела права прикасаться вообще ни к кому, но с верой и дерзновением прикоснулась к одеже Христа, и не только сразу же получила исцеление от своего недуга, но и одобрение Христом ее действий, – это свидетельство о силе настоящей веры, способной преодолевать стыд, страх и даже неизлечимые болезни.
Песнь 6
Востани и побори, яко Иисус Амалика, плотския страсти, и гаваониты, лестныя помыслы, присно побеждающи (Исх. 17: 8; Нав. 8: 21).
Восстань и покори, как Иисус Амалика, плотские страсти, и гаваонитян, – обманчивые помыслы всегда побеждая.
Иисус Навин – преемник пророка Моисея, военачальник, одержавший множество побед и введший израильтян в Обетованную землю. Амаликитяне – языческий народ, селившийся между Синайским полуостровом и юго–западом Палестины. Между израильтянами и амаликитянами произошла битва, в которой избранный народ одержал победу не столько мужеством воинов и силой оружия, сколько чудом Божьим, совершившимся по молитве пророка Моисея.
Прейди, времене текущее естество, яко прежде ковчег, и земли оныя буди во одержании обетования, душе, Бог повелевает (Нав. 3: 17).
Перейди времени текущее естество, как некогда ковчег, и вступи в обладание тою землей обетования, душа: Бог повелевает.
Чудо, совершенное Богом во время пути евреев к земле Обетованной. Иисус Навин с народом подошел к реке Иордан, и как только ноги священников, несущих главную святыню – ковчег Завета, коснулись вод, течение реки остановилось. С одной стороны река встала стеной, другая сторона реки, текущая к морю, осушила русло, дно сделалось твердым, и весь народ вслед за священниками, несущими ковчег, смог выйти на другой берег.
Яко спасл еси Петра, возопивша, спаси, предварив мя, Спасе, от зверя избави, простер Твою руку, и возведи из глубины греховныя (Мф. 14: 31).
Как спас Ты Петра воззвавшего, поспешив, спаси и меня, Спаситель, от зверя меня избавь, простерши руку Твою, и возведи из глубины греховной.
Во время своей земной проповеди Господь Иисус Христос большое внимание уделял воспитанию веры в учениках. Во время бури Он пришел к ученикам по воде, когда те находились в лодке. Петр, самый ревностный и импульсивный ученик Христа, сразу же попросил у Него позволения идти по воде и для себя, но, испугавшись силы ветра и волн, стал тонуть. Христос подал ему руку, извлек из пучины и спросил его: зачем он усомнился? В нападении страстей, когда мы словно уходим на дно, важно помнить, что Христос силен избавить нас от самых страшных искушений, даже если личной веры самим нам не хватает.
Песнь 7
Манассиева собрала еси согрешения изволением, поставльши яко мерзости страсти и умноживши, душе, негодования; но того покаянию ревнующи тепле, стяжи умиление (4 Цар. 21; 1–2; 2 Пар. 33: 10–13).
Манассиины преступления собрала ты добровольно, воздвигнув вместо мерзостей языческих страсти и умножив тем, душа, на них негодование; но горячо ревнуя его покаянию, стяжи сокрушение.
Почти все пятьдесят пять лет правления иудейского царя Манассии, сына благочестивого царя Езекии, были ознаменованы непрекращающимся грехом, выражавшемся в осквернении святынь, идолопоклонстве, волхвовании, и жестокости к подданным. Причем царь своим примером склонил к нечестию и значительную часть своего народа. После пленения ассирийцами, находясь в заточении, он принес слезное покаяние Богу. Манассии было возвращено царство, он после и делом пытался исправить свои грехи: упразднял возведенные ранее капища, укреплял Иерусалим, но в священную историю Манассия вошел как царь–вероотступник, потому что его личное покаяние не смогло исправить то разрушительное влияние, которое он оказал на свой народ, да и сын царя Амон, взявший царство после смерти отца, стал подражателем греховного типа правления отца.
Ахаавовым поревновала еси сквернам, душе моя, увы мне, была еси плотских скверн пребывалище и сосуд срамлен страстей, но из глубины твоея воздохни и глаголи Богу грехи твоя (З Цар. 16: 30).
С Ахавом ты соревновалась в мерзких делах, душа моя, увы мне! Соделалась скверн плотских прибежищем и сосудом постыдных страстей; но из глубины твоей восстенай и поведай Богу грехи твои.
Ахав – израильский царь и вероотступник, находившийся под большим влиянием своей жены–язычницы Изавели. В его правление был воздвигнут храм языческому божеству Ваалу, повсеместно в Израиле совершались языческие культы, а праведники и пророки, противостоявшие этому нечестию, подвергались жестоким гонениям. История гонений Ахава на пророка Илию подробно описана в Священном Писании.
Заключися тебе небо, душе, и глад Божий постиже тя, егда Илии Фесвитянина, якоже Ахаав, не покорися словесем иногда; но Сараффии уподобився, напитай пророчу душу (З Цар. 17: 8–9).
Заключено для тебя небо, душа, и голод Божий настиг тебя, как некогда было, когда речам Илии Фесвитянина не покорился Ахав; но Сарептской вдове уподобься: напитай душу пророка.
Злодеяния Ахава и значительной части израильского народа повлекли за собой страшную засуху и голод. О надвигающейся каре нечестивого Ахава предупредил посланный Богом к нему пророк Илия, после этого пророк удалился в Сарепту Сидонскую, где его кормила бедная вдова, в доме которой с приходом Илии чудесным образом не иссякали мука и масло.
Попали Илиа иногда дващи пятьдесят Иезавелиных, егда студныя пророки погуби, во обличение Ахаавово, но бегай подражания двою, душе, и укрепляйся (4 Цар. 1: 10–15).
Некогда два раза сжигал пятьдесят слуг Иезавели Илия, когда и пророков мерзости он погубил во обличение Ахава; но избегай подражания обоим им, душа, и укрепляйся.
Пророк Илия, наверное, самый дерзновенный из всех ветхозаветных пророков. В один из дней Господь призвал Илию вновь идти к Ахаву, чтобы возвестить об окончании засухи. Ахав уже и сам повсюду разыскивал Илию. Пророк предстал перед царем, далее Илия перед народом явил чудо, которого никак не могли добиться языческие лжепророки и жрецы Ваала: по молитве Илии на жертвеннике разгорелось пламя и на небе появились долгожданные дождевые тучи. Весь народ прославил Бога, а Илия собственноручно умертвил языческих жрецов и лжепророков, состоявших при дворе вероотступника Ахава.
Песнь 9
Недуги исцеляя, нищим благовествоваше Христос Слово, вредныя уврачева, с мытари ядяше, со грешники беседоваше, Иаировы дщере душу предумершую возврати осязанием руки (см.: Мф. 4: 23; 9: 10–11; Мк. 5; 41–42).
Недуги исцеляя, нищим благовествовал Христос-Слово; увечных исцелял, с мытарями вкушал, с грешниками беседовал; Иаировой дочери душу, уже отшедшую, возвратил прикосновением руки.
Среди многочисленных евангельских чудес Христа, в которых проявлялась безграничная Его любовь и всепрощение, никогда не было избирательности. Он, принимая грешников и мытарей, исцелил слугу римского сотника, воскресилумершуюдочь священника. Господь требует от человека лишь одного – живой веры и стремления к покаянию.
Мытарь спасашеся, и блудница целомудрствоваше, и фарисей, хваляся, осуждашеся. Ов убо: очисти мя; ова же: помилуй мя; сей же величашеся, вопия: Боже, благодарю Тя, и прочия безумныя глаголы (Лк. 7: 46–47; 18: 14).
Мытарь спасся и блудница стала целомудренной, а хвалящийся фарисей подвергся осуждению. Ибо первый взывал: «Будь милостив ко мне!» Вторая: «Помилуй меня!» / А последний кичился, возглашая: «Боже, благодарю Тебя!» И далее – безумные глаголы.
Притча Христова о двух людях, молящихся в Иерусалимском храме: один грешный и смиренный мытарь (презираемый народом сборщик податей в пользу римских захватчиков), другой – самоуверенный, праведный фарисей (духовный лидер народа); из них оправданным в дом свой после молитвы вернулся отнюдь не второй, а первый. Этот мытарь плакал, бил себя в грудь и повторял: «Боже, милостив буди мне грешному», в отличие от фарисея, который в молитве благодарности Богу по большей части говорил самому себе о своей праведности. Эта притча говорит о том, что Бог «гордым противится, а смиренным дает благодать».
Блуднице, о окаянная душе моя, не поревновала еси, яже приимши мира алавастр, со слезами мазаше нозе Спасове, отре же власы, древних согрешений рукописание Раздирающаго ея (Лк. 7: 37–38).
Блуднице, о несчастная душа моя, не подражала ты, той, что, взяв с миром алавастр, со слезами помазала и отерла волосами ноги Господа, разорвавшего рукописание прежних согрешений ее.
Одна женщина, придя к Спасителю, плача о своей греховности, обливала слезами Его ноги и утирала их своими волосами. Живую веру и раскаяние этой, может быть, далекой от праведности женщины Христос противопоставил мертвому благочестию внешне религиозных фарисеев, духовных лидеров еврейского народа.
Грады, имже даде Христос благовестие, душе моя, уведала еси, како прокляти быша: убойся указания, да не будеши якоже оны, ихже содомляном Владыка уподобив, даже до ада осуди (Лк. 10: 12–15).
Города, которым Христос возвестил Евангелие, знаешь, как прокляты были, душа моя; страшись этого примера, не окажись, как они, ибо Владыка, Содому их уподобив, даже до ада осудил.
Посылая на проповедь Своих учеников, Христос говорит о невериии гордости, как о самой большой трагедии, которая может случится не только с отдельным человеком, но и с целым народом. Обращаясь к палестинским городам, Господь говорит, что жившим в неведении Содому и Гоморре в день всеобщего суда будет отраднее, чем им, отвергшим любовь Христову.
Да не горшая, о душе моя, явишися отчаянием, хананеи веру слышавшая, еяже дщи словом Божиим исцелися; Сыне Давидов, спаси и мене, воззови из глубины сердца, якоже она Христу (Мф. 15: 22).
Не явись хуже хананеянки, о душа моя, за отчаяние, слышав о вере, по которой дочь ее исцелилась Божиим словом. «Сын Давидов, спаси и меня!» – воззови из глубины сердца, как она Христу.
Один из многих примеров Священного Писания, когда вера и надежда на Бога у язычников оказывается сильнее, чем у чтущих Бога израильтян. Хананеянка, умоляющая Христа об исцелении ее дочери, явила высоту веры и смирения и получила просимое.