Евангельская притча о безумном богаче кажется нам странной и сначала непонятной: казалось бы, что плохого в том, что человек, у которого был богатый урожай, построил себе еще один амбар, куда можно сложить зерно. Не бросать же его на улице, чтобы зерно гнило под дождем и никому не досталось. Наверное, не в том была ошибка богача, что он построил амбары и там положил все собранные мешки с урожаем. А в том, что он почувствовал себя уверенным в завтрашнем дне, потому что у него есть запас. Ведь он сказал себе: «Ну, ешь, пей, веселись, все теперь будет благополучно». А Господь сказал ему: «Безумный! В эту же ночь душа твоя будет у тебя отнята». Человек думает одно, а ему начертано другое.
И опять не в этом смысл притчи. Каждый человек может внезапно умереть, но это не значит, что надо бросать все дела. Когда человек сажает дерево, разве может он быть уверенным, что доживет и увидит, как оно поднимется и даст плоды? Но все-таки мы сажаем, все-таки мы трудимся. Значит, главная ошибка этого человека, его грех, в том, что он успокоился, уверился и сказал себе: «Ешь, пей, веселись». Он не подумал, что труд человека — это то, что надо отдавать другим, прежде всего трудиться для других. В тот день, когда он закончил свое строительство, даже в мыслях у него не было сделать что-то для людей. Он решил, что богатство ему дано для того, чтобы есть, пить и веселиться.
И для каждого из нас в этом есть урок. Мы должны понять, что только тогда у нас будет нормальная жизнь, нормальное состояние души, нормальный ход всего нашего жизненного пути, когда мы будем стараться отдавать свой труд людям. Ведь так и Господь устроил, что все в мире связано узами взаимного труда. На вас на всех надета одежда — кто-то для вас ее делал, на чем-то вы приехали — кто-то вас привез, и вы, делая свое дело, кому-то отдаете свои силы, время и способности. Вот так же и у нас в храме: кто-то когда-то потрудился, возвел здание, кто-то убирает, хор поет, вы вносите свою лепту — мы все вместе трудимся всегда и для храма, и для дома, и для окружающих нас людей.
Таким образом, жизнь и труд человеческий — это отдача, и если мы об этом забываем, то мы забываем о главном призвании человека в жизни. А если забываем, то значит — спим, и можем проспать так всю жизнь, даже если она будет долгой. Вот тот человек незадачливый умер на другой день после того, как закончил свое строительство. А иной может прожить долго, но все равно спать, спать духовно, не думать о жизни, не думать о своем долге, не вспоминать о Господе, не жить перед лицом Его, а просто есть, пить и веселиться. Так бездумно может пройти целый день, а то и неделя, а то и полжизни. Оглянешься — и уже ничего нет.
Церковь устами апостола нас призывает: «Восстань, спящий, и воскресни из мертвых, и воскресит тебя Христос». Значит, мы все призваны пробудиться в вере, пробудиться в уповании на Господа и в труде ради Него в жизни. «Восстань, спящий», — говорит Господь, и мне хотелось бы, чтобы эти слова были услышаны каждым из вас, до каждого из вас дошли и постучались в вашу душу, в дверь вашего сердца. Проснись, спящий, если ты спишь! И мы спросим: «Господи, как проснуться, как от мертвого сна воскреснуть?» И апостол отвечает: «И воскресит тебя Христос». Не своей силой мы оживем, а именно Его силой. «Воскресит тебя Христос». Вот дорогие слова, драгоценные слова, к каждому обращенные: перестанем жить так, как мы живем, — бездумно, вяло, уныло, сонно, надо чтобы закончилась духовная спячка наша. «Встань», — говорит нам апостол, и Господь нам говорит: «Встань, спящий, и воскресни из мертвых, и воскресит тебя Христос».
протоиерей Александр Мень