В дороге всегда встречаются трудности, но радость новых открытий больше, чем все эти неудобства. Волхвы, ведомые звездой, шли два года, наш сорокадневный путь намного короче. Путешественники не берут с собой весь домашний скарб, и мы не будем отягощать себя ненужными вещами. Чтобы тело было послушно уму, смирим его немного постной пищей. Наш путь мысленный, он пролегает по страницам богослужебных книг и священных текстов. Пение ободряет в походе, и мы будем воспевать духовные гимны. Святые отцы и праотцы, пророки, праведные мужи и жены будут нашими вожатыми и спутниками.
Будем внимательны к голосу совести, он поможет нам не сбиться с пути. Ангел, явившийся две тысячи лет назад в виде Вифлеемской звезды, вновь готов привести каждого, отважившегося на подвиг пути, в Дом Небесного Хлеба к радости познания Христа!
Епископ Пантелеимон (Шатов)
Действительно, многие из опытных священнослужителей советуют во время поста не браться сразу за делание всех добродетелей, за уклонение от всех грехов — потому что если побежать за двумя зайцами, то ни одного не поймаешь. Нужно сосредоточиться на той страсти, которая больше всего мешает жить нам во Христе.
И не стоит расстраиваться, если не получается в 10-ти из 10-ти случаев сдержаться от гнева, осуждения, празднословия, злословия или от каких-либо иных грехов. Если научимся хотя бы в 1-м случае из 10-ти успевать «тормозить», успевать «уклониться от зла и сотворить благо», как сказано в Псалтыри, это уже будет шаг вперед, шаг ко Христу, шаг по ступеньке, которая ведет на Небо. Сначала 1 раз из 10-ти получится воздержаться от греха, потом уже в двух случаях…
При этом, конечно, нужно обязательно призывать на помощь благодать Божью. Только по благодати Божьей мы можем стать лучше, измениться, приблизиться к нашему Господу.
В любом случае, нужно трудиться. Как говорится, дорогу осилит идущий, а если не идти совсем, то тогда мы никак к Господу не приблизимся.
Нужно понимать, что пост это и время духовной подготовки к празднику. В данном случае пост, как подготовка к Рождеству, это тот подарок, который мы можем принести к яслям нашего Спасителя. Не можем мы принести Ему смирну, золото, ладан, идти к Нему караваном, как шли волхвы к новорожденному Христу.
Но мы можем принести приятный Богомладенцу подарок — подарок воздержания от греха, благое дело. Это то, что любит Христос, то, что может Его порадовать. Для этого мы, собственно, и постимся.
Епископ Иона (Черепанов)
Пост не означает, что нужно еще настойчивее, чем обычно, попрошайничать у Бога; пост не означает, что нужно приходить к Причастию чаще обычного. Пост это время, когда мы должны встать перед лицом суда Божиего, вслушаться в голос своей совести — и воздержаться от Причастия, если мы не можем приобщиться достойно. А приобщиться достойно означает, что перед каждым Причащением мы должны примириться с теми, с кем мы в раздоре; мы должны остановиться на помышлениях нашего ума и сердца, обличающих нас в измене Богу и неверности людям — и сделать что-то в этом направлении; мы должны примириться с Богом Живым, чтобы не оказалось, что Он умирал за нас напрасно. Поэтому задача наша сейчас состоит в том, чтобы глубоко задуматься о себе самих, подвергнуть себя беспощадному, строгому суду и подойти к Приобщению через исповедь, через покаяние, через тщательное испытание собственной жизни, так, чтобы не оказаться осужденными, приступив небрежно к Святой Трапезе.
Вступим поэтому сейчас в Рождественский пост и приготовим себя строгой дисциплиной ума, внимательно испытывая движения сердца: как мы относимся к другим, к себе и к Богу, как мы учимся у Церкви молитве, поклонению и послушанию Божиим заповедям?
И отнесемся также более внимательно, чем мы это делаем обычно, к соблюдению физических правил поста. Они рассчитаны на то, чтобы помочь нам отряхнуть расслабленность и потворство своим слабостям, пробудить в нас чуткость и бодрость, не дать нам закоснеть в нашей приземленности, которая мешает нам воспарить к Богу.
Митрополит Антоний (Сурожский)