Переживая первые три дня Страстной Седмицы…» Беседа протоиерея Сергия Правдолюбова
Bидех видения Божия
Великий Понедельник. На 6-м часе читается паремия, ветхозаветное чтение – пророчество Иезекииля, описание его видения, страшного видения (Иез. 1, 1–20). Дух Господень является ему в свете и даже блеске «И посреде его яко видение илектра посреде огня» (илектра – корень слова тот же, как и у слова электричество).
Пророк видит мощное сверхсияние и какие-то колеса, в которых много очей. Это что? Это видение, и даже, как мы читаем в Великую Среду, – это не просто видение, а видение Славы Божией. Но оно настолько непередаваемо на язык нашего времени и нашего ума, что мы даже не пытаемся представить себе, как это и что это.
Если мы возьмем фантастическую литературу, связанную с инопланетными путешествиями, где героям встречаются всякие существа, то там писатели-фантасты пытаются передать другую реальность нашими человеческими понятиями – всякими бластерами, всякими сверхпроводимыми материалами, машинами времени и так далее.
Но все это не передаёт ничего из того, что есть в объективной реальности, которую никто ни разу не видел. Лазаря, когда он был воскрешен, наверняка могли бы спросить: «Что ты видел?» А что мог Лазарь ответить? Он мог передать своими словами то, что он видел? В человеческом языке нет таких слов. Это непостижимо. Он увидел это, а слов-то нет, чтобы об этом сказать, он молчал. Не от того, что он не хотел говорить, а оттого что слов таких нет.
Как апостол Павел говорит: «Око не видело и ухо не слышало, и на сердце человеку не приходило, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор.2:9). Это не передаваемо никакими средствами.
Пророк Иезекииль увидел это страшное явление: двигающиеся колеса, свет пламени из средины огня, в котором видно было подобие четырех животных с обликом человеческим. Эти животные – телец, лев, орел, а еще и человек – символы евангелистов, которые изображены на каждой книге Евангелия, которые мы выносим для чтения в Церкви и поставляем посреди храма. Эти животные стали символами евангелистов, потому что они оставили повествование о Господе, откровение Божие. Но мы даже и не пытаемся понять, что видел Иезекииль или, что Господь хотел сказать этим видением.
Исход
И в этот же день на Литургии Преждеосвященных Даров поется стихира «Грядый Господь к вольной страсти, апостолом глаголаше на пути: се восходим во Иерусалим, и предастся Сын Человеческий, якоже есть писано о Нем»…
И про смоковницу говорят, и про пир, и про видение. Что еще? На вечерне Великого Понедельника читается еще одна паремия – «Исхода чтение» (Исх. 1, 1-20).
Чтение вот какое: история порабощения народа Израилева, ожесточение фараона, приказание убивать всех первенцев. Важно, чтобы было понятно, откуда Господь вывел свой народ. Развитие этой темы мы увидим в богослужении Великой субботы. Наше сознание, наш ум приготавливают к Пасхе, в нашей памяти оживляют, активизируют, то, что мы и раньше знали, в семинарии проходили, дома читали, но во время службы это воздействует очень мощно.
Разве даром богобоязнен Иов?
После Исхода, читается паремия из книги Иова, «Иова чтение» (Иов. 1, 1-12). Как говорят, это одна из самых глубочайших книг Ветхого Завета, самая философская книга. Страдалец, не имеющий грехов, за которые он должен был так страдать, – это образ Самого Господа Иисуса Христа. В паремии, читаемой в храме, говорится о самом начале истории, о том, как начались бедствия Иова.
Дьявол увидел, что хорошо живется Иову, поэтому он никогда ничего плохого на Бога не говорит, и предложил спор: если у него отнять все благо, вот он тогда Бога и проклянет. И Господь попустил дьяволу, чтобы, только не касаясь жизни самого Иова, сделать так, чтобы благополучие его было временно отнято.
История страшная: все хозяйство разорилось, дети погибли, сам он сидел на гноище, то есть подальше от жилищ людей, потому что от него такой гной и запах болезненный исходил, что они не могли этого терпеть. Это страдалец невинный – образ Господа Иисуса Христа.
Близ есть, при дверех
Евангельское чтение, которое в Великий Понедельник на вечерне читается (Мф, 24, 3-35) – это беседа на горе Елеонской. Вот это удивительно: приступили к Господу ученики и сказали: «Как все будет в конце света? Что произойдет?» И Господь ничего не скрыл от своих учеников, с тревогой в голосе рассказал им о том, что будет, когда солнце померкнет и не даст света своего, и силы небесные поколеблются… То есть, он все-все им сказал. Как он сказал о Страшном Суде, так и о Конце света сказал, – чтобы люди не пугались, чтобы они знали заранее, готовились к этому событию, чтобы они все это понимали.
В Великий Вторник, мы вспоминаем о десяти девах, поется «Се Жених грядет в полуночи» и «Чертог Твой…». Еще тут же вспоминается и беззаконный совет книжников и фарисеев, которые хотели убить Господа Спасителя, и Иуда, который говорил: «Что вы хотите мне дать, чтобы я вам Его предал?». На утрени читается продолжение беседы на горе Елеонской, (Мф. 22, 15–23, 39) – о том, что надо давать кесарю кесарево, о неверии в воскресение саддукеев, вспоминается их пример о семи братьях и одной жене… По воскресении кому она будет женой, если они все имели ее женой? И Господь, не щадя, обличает книжников и фарисеев в их неверии.
После евангельского чтения начинается канон, на котором надо обратить внимание на кондак. Кондак – это одно из самых важных песнопений того дня. И вот как здесь замечательно написано:
«Час, душе, конца помысливши,/ и посечения смоковницы убоявшися,/ данный тебе талант трудолюбно делай, окаянная,/ бодрствующи и зовущи:/ да не пребудем вне чертога Христова».
Здесь речь шла еще и о талантах, и в евангельском чтении вечерни будет в этот день говориться о талантах: каждому по силе даются таланты, и потом Господь спрашивает, а что человек сделал на эти таланты.
А потом звучит икос:
«Что унываеши, душе моя окаянная?/ Что мечтаеши безвременно попечения неполезная?/ Что упражняешися к мимотекущим?/ Последнейший час есть отселе,/ и разлучитися имамы от сущих зде./ Дондеже время имаши, возникни, зовущи:/ согреших Ти, Спасе мой,/ не посецы мене, якоже неплодную смоковницу,/ но яко благоутробен, Господи,/ ущедри со страхом зовущую:/ да не пребудем вне чертога Христова».
Мудрые и немудрые девы
В Великий Вторник читается Евангелие, в котором еще раз говорится о бодрствовании, как в притче о рабе, который «был протешен», то есть рассечен хозяином, который неожиданно вернулся домой. Но теперь эта тема раскрывается в притче о десяти девах, мудрых и юродивых. Эти девы – тоже символ всей нашей жизни.
Мудрые, и немудрые. Одни мало запасли масла, другие вообще не запасли. Ночью, когда все уже задремали, раздался клич: «Се Жених грядет!» Это еще одно воспоминание Второго пришествия, воспоминание о том, что мы должны быть очень бдительны, и быть к этому готовы. И евангельское чтение кончается такими замечательными словами: «Через два дня будет Пасха, и Сын Человеческий предан будет на распятие» (Мф. 26, 2).
Возвратиться к себе
Великая Среда посвящается двум событиям. Первое – это совещание Иуды с книжниками, священниками и фарисеями о том, как арестовать Христа, вторая, главная память этого дня – блудница.
Произошло поразительное событие! Какая должна быть тоска по чистоте, по Богу, чтобы эта женщина-блудница вдруг раскаялась и пришла к Господу. Ведь мы не знаем, не имеем опыта в этих вещах, но, говорят, что любой грех затягивает человека. Есть клептомания, когда человек не может не воровать. Он просто идет, берет чужое и не может остановиться. Наркоманы не могут остановиться, мы знаем, как это страшно.
А ведь и блудницы, говорят, тоже не могут так просто перестать грешить. Мало того, что человек разрушается изнутри, у него как бы выедается его личность. Смотришь – человек более менее симпатичный, а он открывает рот, начинает говорить, а внутри у него ничего нет – все выжжено, уничтожено.И главное, он никак не может к себе возвратиться.
И в этот день вдруг блудница, сумевшая покаяться, пришла к Господу с ароматами. Она пошла на рынок, купила драгоценнейшее миро и принесла его Христу.
Настоящее
В той стране, где Господь жил, на рынке можно было купить не разбавленное, настоящее миро, почему у нас всё в обмане? Ладана настоящего нет, только подделки. Ничего подлинного нет, ни за какие деньги. Ну почему мы такие?
Почему у нас нельзя купить для Господа нашего Иисуса Христа настоящую вещь? Я несколько лет пытался купить для плащаницы настоящее розовое масло, а его нигде нет, его купить невозможно. Кругом всё – сплошная подделка.
Но его нигде нет! А почему у них было? Не розовое масло – миро – это еще драгоценнее. Почему они ничего не разбавляли? Насколько в ужасающем, страшном мире мы живем, что не можем купить ничего не разбавленного? Продукты, которыми мы кормим детей и внуков, – они же, говорят, такие все страшные, что вообще ими кормить никого нельзя…
Вот меня это удивляет. Ученики купили на рынке и хорошую плащаницу, то есть полотно, в которое тело Господа Иисуса Христа завернули. Можно было его купить, оно не было поддельное – настоящее, хорошей выделки, полотно. И миро тоже можно было купить.
Видимо, такое было тогда время: если ты продашь поддельное миро, то покупатель придет к тебе в следующий раз, голову оторвет и тут же, на рынке, на землю и бросит. Люди боялись? Может быть. Но почему-то все-таки они могли так дело делать, а мы даже для храма не можем.
Афонский ладан
Настоящий ладан я только раз в жизни видел и слышал. Один митрополит, когда летел с Ближнего Востока, то он не имел права провозки такого ладана. А росный ладан – это настоящие капли на специальном дереве, которое растет в Саудовской Аравии или где-то еще.
И вот мне рассказывали, что этот митрополит взял металлический цилиндр, заложил туда свежесобранный ладан, тщательно закупорил, замотал чем-то – он сделал всевозможные упаковки, только чтобы его провезти.
И когда он вошел в самолет, то аромат распространился на весь салон. И все слышали запах ладана, и, я думаю, люди на таможне тоже слышали, но подумали: «Ну ладно, разбойники, это же православные везут к себе молиться». Его нельзя никуда спрятать, этот настоящий ладан.
А я еще помню афонский ладан красного цвета – старой выделки из настоящей розы, который старые монахи с трудом выделывали своими крючковатыми монашескими руками. Буквально один комочек ладана принесешь, он попадет на уголь и распространяется такой аромат на все пространство храма! На Афоне этот ладан иногда специально рассыпали на подоконнике, так ни один комар не залетал в келью – ладан так действовал!
Прекрасный ладан. И когда я приехал на Афон, то я первым делом вспомнил этот афонский ладан 70-х годов, и страшно испугал одного грека, который, наверное, подумал, что я ищу наркотики. Я просто пошел по прилавкам и стал везде нюхать, где пахнет этим ладаном, который тут делали. Один раз я почувствовал только лишь слабый отголосок, настоящего ладана, прежнего, старой технологии, но такого как прежде – просто не нашел, его сейчас уже не делают. Люди не могут столько сил и здоровья тратить на этот настоящий афонский ладан, который был в 70-х годах. Люди просто уже измельчились.
Помазать тело к погребению
Так вот, то миро, которое купила блудница, было настоящее, драгоценное – это трудно себе представить. Аромат его наполнил все вокруг, а она скорбела, плакала и волосами своими вытирала ноги Учителя и просила милости. Господь остановил ее и сказал всем, что где ни будет проповедано слово Божие, Евангелие, то будет сказано и о ней и о том, что она сделала. Оставьте ее, «она сделала, что могла: предварила помазать тело Мое к погребению» (Мк. 14, 8).
И никто ничего не понял. Как? С какой стати? И только потом, уже много времени спустя, люди поняли что именно произошло в тот вечер. Потом, в Великую Пятницу, у учеников уже не было времени помазать Господа, потому что Он умер в 3 часа дня на Кресте, а в 6 часов нельзя было уже ничего делать, нельзя было прикасаться к умершему. Ученики и мироносицы миро-то купили, а помазать не смогли, не успели. Значит, эта блудница уже приготовила Христа помазанием, сделала всё, как полагается, для умершего Человека, готовя Его к погребению…