Святая Церковь готовит нас к великим праздникам заранее. Так, перед величайшим днем Воскресения Христова целых 47 дней мы подготавливаем себя к тому, чтобы достойно встретить воскресшего Господа. 40 дней несём тяготы Великого поста, в течение Страстной седмицы пребываем со Христом в Гефсиманском саду, в пути на Голгофу, у отверстого гроба, ожидая наступления праздника Пасхи.
И перед Рождеством Христовым Церковь также установила особые дни, в которые мы готовимся к пришествию в мир Спасителя, к встрече с воплотившимся Господом.
Ещё со службы Введения во храм Пресвятой Богородицы уже поются рождественские песнопения, и мы слышим те замечательные слова, которыми всё время будем приветствовать друг друга в течение святок: «Христос раждается! Славите!».
Непосредственно на «финишной прямой» Церковь вновь и вновь напоминает нам о приближающемся празднике. Так, в предпоследнее воскресенье перед Рождеством, которое называется Неделей праотец, мы совершаем память тех святых, которые чаяли встретить воплотившегося Бога, но не дождались.
Кто такие праотцы
Мы знаем, что у Бога все живы. И были люди, святые ещё при жизни, избранные Божии, которые хоть и не были непосредственными свидетелями крестного подвига Христа, но, несомненно знали, что Он воплотился, родился в убогой пещере, учил, исцелял, любил людей, что был распят и воскрес. Все это они видели и знали, потому что в Великую субботу Христос сошел во ад и вывел их оттуда — всех праведников, которые содержались там с момента грехопадения. Праведников, начиная с Адама и Евы.
Почему Адам и Ева праведники, ведь они были первыми грешниками? Да, будучи только-только сотворенными, практически сразу они нарушили божественные заповеди. Но праотец и праматерь стали и первыми покаявшимися грешниками — изгнанные из рая, они всю жизнь оплакивали свое грехопадение. И Господь принял их покаяние.
Уже после них было множество праведных мужей и жен — всех тех, кто чаял искупления человеческого рода, ожидал того момента, когда вновь вернется в Богообщение. Память всех этих многочисленных святых и совершает Церковь в этот день.
«Имей мя отреченна»
В эти предрождественские дни слышим мы и совершенно удивительный евангельский отрывок — о том, что некий богатый человек устроил большой пир, пригласив множество людей. Когда настало время, он отправил слуг сказать приглашенным: «Трапеза готова, можно приходить». И мы видим, как все приглашенные под разными предлогами отказались.
Один сказал: «Я купил поле, и мне нужно пойти посмотреть его». Другой ответил: «Я купил пять пар волов и иду их испытать». А один вообще совершенно хамским образом отказал человеку, пригласившему его: «Я взял жену и поэтому не приду».
«Имея меня отреченна», — говорят они. Какое яркое слово: прими меня отреченна, то есть я отрекаюсь от твоего предложения. Тогда хозяин разгневался и сказал слуге: «Пойди на распутья, на улицы и переулки города и приведи сюда нищих, увечных, слепых и хромых».
Почему пришли убогие
Все мы прекрасно понимаем, о чем этот Евангельский отрывок. Он о ветхозаветном народе израильском, которого Господь избрал и оберегал от всех неприятностей, зачастую даже жестко, но хранил от уклонения в язычество и идолопоклонство.
И несмотря на то, что был позван Господом на пир в Вечности, израильский народ отказался. Он уничтожал пророков, не слушал праведников и, наконец, даже предал на распятие Сына Божьего – Иисуса Христа.
Тогда Господь отвергнул тот народ, которого холил, лелеял, воспитывал, и обратился к действительно нищим, увечным, слепым и хромым – то есть, к языческой вселенной, ко всем тем людям, которые не были избраны изначально и находились во тьме неведения. Из них Господь и составил Свою Церковь. Именно они пришли и наполнили Его пир.
Для кого свободные места?
В этом евангельском отрывке есть замечательные слова. Возвратившись, раб сказал: «Господин, твое повеление исполнено, но остались свободные места». Для кого эти места? Они – для нас с вами.
Мы тоже призваны на этот пир, нас тоже зовет Господь. Здесь, в земной жизни, пир Господа – это Божественная Евхаристия, Трапеза Господня, без которой человек не может войти в Царство Небесное. На каждой Литургии Господь зовет всех: «Приидите, ядите! Пийте от нея вси!» Призывает нас причаститься Святых Христовых Тайн.
Если приступаем к этой Божественной Трапезе, мы становимся участниками пира Божиего. Но если уклоняемся от этого призыва, пренебрегаем удивительной Божественной пищей – Евхаристией, Телом и Кровью Господа, то горе нам.
Давайте будем помнить об этой притче, о том, что даже под самыми благовидными предлогами не следует отказываться от пира Господнего, от причащения Тела и Крови Христовых. Пока есть свободные места, давайте каждое воскресенье становиться соучастниками этого пира, чтобы и в вечности наслаждаться Божественных Небесных Даров. Аминь.
архиепископ Иона (Черепанов)