Простите, дорогие братья и сестры. Хоть и далеко не каждый из тех, кто читатет этот текст, видел меня когда-нибудь, тем не менее – поскольку я пишу в Прощеное воскресенье, надо, чтобы вы все меня простили. И я всех вас прощаю. За всё. Оптом.
Удобно, правда?
Да, конечно, выполнение этой традиции в таком виде – профанация самого понятия прощения, обесценивание этого великого слова – «прости». Хорошо, а если не через интернет, а с поклоном перед толпой прихожан в храме? Вроде бы лучше, но оптовый эффект и тут сохраняется. А при встрече «прости – Бог простит» по принципу «пароль – отзыв»?
На самом деле иногда трудно провести грань между искренним желанием всех простить (и быть прощенным) и формальным следованием традиции. Я вот, например, искренне хотел бы избавиться от всех осадков непрощения в своей душе, ведь иначе я теряю надежду на прощение моих грехов. И, конечно, мне хотелось бы, чтобы на меня никто не обижался, не злился и не роптал. Абсолютный мир со всеми людьми – и в помыслах, и во внешних проявлениях. Считай половина необходимого для райского состояния. Ну как не воспользоваться традиционной возможностью достичь этого хоть раз в год?
Хотя если прилагать к этому усилия лишь раз в год и лишь по традиции – получится ли что-нибудь?..
Мало того – для полноценного райского состояния необходимы и другие составляющие. Очищение от страстей. Дела милосердия… Вот он как раз и пост начинается, самое время. Есть даже мнение, что главный смысл пищевого поста – в экономии средств на питании ради перераспределения их на помощь бедным.
Вот эта идея мне кажется еще более странной, чем практика прощать друг друга раз в году. А что, нуждающиеся в нашем милосердии как-то особенно нуждаются в нем именно в дни Великого поста? Потому что у них весенний автитаминоз, наверное? А в остальное время года, стало быть, всё как-то более терпимо…
Итак, что есть пост, и зачем он нужен. Давайте попробуем определить пост как повышение приоритета духовной жизни на определенный период. Невозможно всегда пребывать на максимуме молитвы и аскезы (об исключениях отшельничества говорить не будем). Человеку, как и природе, необходимо чередование разных состояний – смены времен года и суток, чередование работы и отдыха… И супругам рекомендовано «уклоняться друг от друга на время для упражнения в молитве» (см. 1 Кор.7.5), однако плотское воздержание не возведено в норму христианской жизни. Есть время для свадебного пира в Кане, но есть и Гефсиманский сад с прозвучавшим там призывом «бодрствуйте и молитесь».
Так вот, у христианина духовная жизнь должна быть всегда на первом плане, но «первость» эта может быть разной в том, насколько далеко отходят вторые-третьи планы. Великий пост – это период, на который христианин отодвигает от близости к первому плану всё, что можно, и понуждает себя к усилиям по укреплению веры и очищению души накануне празднования Воскресения Христа.
Дела милосердия – это не отдельный пункт устава поста.
Это естественная потребность христианина, на исполнение которой он и внимания-то обращать не должен: У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая” (Матф.6.3). Зато христианин должен обращать внимание на отсутствие этой потребности: это будет сигнал об отсутствии у него любви и о мертвости его веры. И покаяние в том, что показано этим сигналом, проявляется в приложении усилий к делам милосердия.
Но только если воздержание от мясной и молочной пищи, от супружеской близости и от участия в вечеринках должно быть оставлено, когда закончится пост, то усиление доброделания заканчиваться не имеет права. Именно поэтому дела милосердия – это не особенность поста. Это всего лишь особенность жизни христианина, которую он не должен замечать – как не замечаем мы собственное дыхание. Зато нам становится сразу понятно, когда дышать нечем.
То же и с необходимостью прощения и примирения с ближними. Это не особенность поста. Это норма для христианина на каждый день. Просто повышение приоритета духовной жизни на время поста понуждает нас смотреть на индикаторы: а всё ли у тебя в порядке в отношениях с ближними – не бесполезно ли твоё воздержание, если «брат твой имеет нечто против тебя» (Мф 5.23), а ты не видишь ни его обид, ни его нужды?
Только бы еще удержаться от поставленной себе хорошей оценки: вот как я хорошо со всеми примирился, да еще и бомжу целых 50 рублей подарил по дороге на службу… Или, в моём случае – вот я какую хорошую статью написал. Ну, мне проще – если бы я сам исполнял то, о чем пишу, было бы чем гордиться. А пока что только лишь есть за что просить прощения…