IvironИверский монастырь был основан в конце X века выходцами из Иверии преподобными Иоанном, Евфимием и Георгием, происходившими из династии Багратидов. Они были учениками преподобного Афанасия Афонского и основали обитель по его благословению.

Долгое время в Ивироне подвизались преимущественно иноки-грузины, последний из которых преставился в 1955 году. В настоящий момент среди насельников монастыря преобладают греки.

Первостроители обители и последующие поколения насельников Ивирона не оставляли своим попечением соотечественников. Так, преподобный Евфимий перевёл на грузинский Святое Евангелие и другие душеполезные книги.

Ивирон был построен на месте, где ранее располагалась «Лавра Климента». Именно в этой обители сразу после кончины преподобного Петра Афонского были выставлены для поклонения его святые мощи. На территории монастыря существовал языческий храм Посейдона, который был перестроен и освящён в честь пророка и крестителя Иоанна. Согласно преданию, он был заложен в правление Константина Великого и первого епископа Афона Климента и восстановлен в правление Константина Погоната. Ныне существующий храм был перестроен в 1710 году. На его месте в ходе раскопок найдены древние фрески собора Лавры Климента.

Iviron (2)

Невдалеке от монастыря на морском берегу до наших дней сохранился чудотворный источник, забивший в тот момент, когда на афонскую землю ступила Богородица; это место называется Климентова пристань. И именно сюда чудесным образом, в огненном столпе, явилась по морю известная теперь всему миру Иверская икона Божией Матери. О почитании этого образа говорит хотя бы тот факт, что один только преподобный Никодим Святогорец написал четыре канона Иверской иконе Божией Матери.

Первое достоверное известие об Иверской иконе относится к IX веку – времени иконоборчества, когда по приказу еретической власти в домах и храмах уничтожали и предавали поруганию святые иконы. Некой благочестивой вдове, жившей недалеко от Никеи, было поручено хранить у себя заветный образ Богоматери. В скором времени убежище святыни было обнаружено. Пришедшие вооруженные воины хотели отнять икону, но когда один из них ударил ее копьем, то из лика Пречистой потекла кровь. Женщина упросила напуганных палачей пощадить икону и подождать до рассвета, пока она сможет собрать деньги на выкуп, а сама, со слезами помолившись Владычице, пошла к морю и опустила икону в воду. Образ, стоя, двинулся по волнам. Той же ночью мать умолила сына уйти из дома, чтобы сохранить его жизнь. Сама же благочестивая женщина осталась принять муки за иконопочитание.

Вскоре об иконе с пронзенным ликом, пущенной по морю, узнали на Афоне. Единственный сын вдовы, спасшийся благодаря матери от неминуемой смерти, принял монашество на Святой горе и подвизался рядом с тем местом, где впоследствии, в Х веке, грузинским полководцем Торникием был основан Иверский монастырь.

Однажды насельники Иверской обители увидели на море огненный столп, доходящий до самого неба, в основании которого находилась стоящая на воде икона Божией Матери. Явление продолжалось несколько дней и ночей, но при приближении иноков икона удалялась от них.

После усердной молитвы Богородица явилась во сне преподобному старцу Гавриилу и сказала: «Возвести настоятелю и братии, что Я хочу дать им икону Мою в покров и помощь, и, войдя в море, иди с верой по волнам: тогда все узнают Мою любовь и благоволение к вашей обители». Старец объявил настоятелю о видении, и наутро все монахи с молебным пением отправились на берег, старец безбоязненно пошел по воде и сподобился принять на руки чудотворную икону, которую поставили в часовне на берегу, и трое суток совершали пред ней молитвы. Икону поместили в алтаре храма Иверского монастыря, но наутро она оказалась над вратами обители. Так повторялось несколько дней. Матерь Божия явилась во сне старцу монастыря и сказала: «Я не желаю быть охраняема вами, а хочу быть вашею Хранительницею… Доколе будете видеть образ Мой в обители сей, дотоле благодать и милость Сына Моего к вам не оскудеют».

После видения Богородицы старцу иноки построили в честь иконы, Хранительницы обители, надвратную церковь, в которой чудотворный образ пребывает по сей день. По преданию, явление иконы совершилось во вторник Пасхальной недели, поэтому в этот день и установлено ей празднование. В Иверском монастыре в день праздника братия с крестным ходом идет на берег моря, где произошло обретение иконы старцем Гавриилом. Икона с тех пор получила название “Вратарницы”.

К замечательным чудесам от иконы, происходящим по сей день, относится и то, что, находясь при вратах монастырских, она часто не допускает входить в обитель людям, имеющим на душе какой-либо нераскаянный грех. В восприятии насельников монастыря образ имеет и апокалиптическое значение. На Святой Горе говорят, что когда святая Вратарница оставит Афон, то он прекратит свое существование. Это событие будет означать, что близок конец всей жизни на Земле. В соборном храме Иверского монастыря напротив царских врат висит большая неугасимая лампада – «Лампада Вратарницы», она начинает раскачиваться, да так, что даже масло иногда выплёскивается через края, – либо накануне великих праздников, либо в преддверии мировых потрясений. Так Пресвятая Богородица напоминает людям о Своем присутствии и заступничестве и зовёт их к покаянию.

Iviron (3)Предание монастыря повествует о чуде, сотворённом Божией Матерью. Один бедняк просился на ночлег в Ивирон, но монах-вратарь потребовал у него плату. У бедняка не было денег, и, удручённый, он пошёл по дороге в Карею. Вскоре он повстречал таинственную Женщину, Которая дала ему золотую монету. Бедняк вернулся и отдал златницу привратнику. Монахи, обратив внимание на древность монеты, заподозрили несчастного в краже. После его рассказа о Жене они пошли к иконе «Вратарница» и увидели, что эта монета – одна из многих пожертвованных Божией Матери. Велико было раскаяние иноков. С тех пор на Святой Горе строго соблюдают обет безмездного странноприимства. А на месте явления Божией Матери был выстроен небольшой храм.

Русский святогорец Парфений свидетельствовал, что во время греческого восстания 1822 года турецкие солдаты, жившие в монастыре, не смогли потревожить наряженной в драгоценные ризы, украшенной многими великолепными дарами «Вратарницы». А несколько лет спустя служащий при иконе монах с изумлением увидел одетую в чёрное Женщину. Она усердно подметала обитель.

«Пришло время хорошенько вымести весь монастырь. Уж столько лет стоит неметёный», – сказала Жена и сделалась невидимою.

Вскоре султан издал указ, чтобы все солдаты покинули Святую Гору, хотя до этого не раз грозился разрушить до основания её обители.

Сама «Вратарница» никогда не покидала пределов Ивирона, в ответ на просьбы мирян монахипосылали списки чудотворного образа. Икону лишь три раза в году выносят из параклиса, где она пребывает постоянно:

– накануне Рождества Христова после девятого часа она торжественно переносится братией в собор и остаётся там до первого понедельника после праздника Собора Иоанна Предтечи;

– с Великой Субботы до понедельника Фоминой недели. Во вторник Светлой седмицы совершается торжественный Крестный ход по территории монастыря;

– на Успение Пресвятой Богородицы.

Интересно, что Ивирон в отличие от других святогорских монастырей использует не византийское время, а унаследовал собственную систему исчисления времени от основателей монастыря. В соответствии с ней день начинается не с заходом, а с восходом солнца.

В Ивироне собрано, пожалуй, наибольшее количество мощей угодников Божиих и других святынь. Упомянем части хламиды, трости и губы, которыми был поруган Господь Иисус Христос; часть Животворящего Креста Господня, частицы мощей Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, праведного Лазаря Четверодневного, святых апостолов Петра, Луки и Варфоломея, первомученика Архидиакона Стефана, святителей Василия Великого, Иоанна Златоуста, великомучеников Георгия Победоносца, целителя Пантелеимона, Меркурия и Димитрия Солунского, сщмчч. Василия, епископа Амасийского, и Феодора, иже в Пергии, мучеников Никиты, Фотия и Нестора, святителей Михаила епископа Синадского и Афанасия Великого, мучениц Фотинии, Евпраксии, Анастасии и Параскевы, преподобных Феодора Стратилата и Иерофея Иверского и многих других святых.

В северо-западном углу соборного храма есть поразительная фреска, изображающая Господа Иисуса Христа во весь рост. Монастырское предание утверждает, что некто долго и усердно молился Богу, прося Спасителя явиться в воплощённом виде, и тайный голос объявил неотступному молитвеннику: «Иди на Афонскую Гору, в Иверский монастырь. Там при северной двери, вводящей в притвор собора, ты найдешь Мое точное изображение во весь рост».

по материалам taday.ru
pravoslavie.ru
portal-slovo.ru

Related Post

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *