Первое воскресение Великого Поста Церковь посвящает празднованию Недели Православия. Этот праздник был установлен в память о седьмом Вселенском соборе, на котором Церковь исповедовала догмат об иконопочитании, отвергла ересь иконоборчества и произнесла анафемы (отлучения) на тех, кто не исповедует православную веру. Вселенских соборов было всего семь, и поэтому Седьмой Вселенский Собор завершает собой время установления вероучительных догматов. Время идет, люди меняются, но вероучение Церкви остается неизменным-и это один из признаков истины-истина не изменяется.
Только что мы прочли небольшой отрывок Евангелия от Иоанна, в котором рассказывается о том, как к Спасителю пришли первые апостолы, а именно как Филипп нашел Христа, а потом рассказал об этом своему брату Нафанаилу. Он говорит ему, пойдем, я нашел Христа. Дело в том, что весь ветхозаветный мир жил ожиданием Христа Спасителя, примерно как мы сейчас живем ожиданием Второго Пришествия Христова. Нафанаил сразу спрашивает своего брата, откуда Он, откуда Мессия? Это не просто праздный вопрос, так как Христос должен был обязательно происходить из рода Давидова и быть рожденным в родном городе Давида-Вифлееме. Но Филипп ответил ему, что речь идет об Иисусе из Назарета. Назарет в то время был совсем маленькой деревушкой, мы бы назвали его хутором-три дома, да два двора. он был настолько мал, что его даже историки забыли описать среди израильских городов. Нафанаил говорит, что разве может быть Мессия рожден в таком маленьком незначительном городке? Но его брат находит самые нужные слова, он говорит: « Пойди и посмотри сам », то есть, то что я знаю, словами описать нельзя, ты просто иди и сам смотри и решай-верить тебе или нет.
С такой же проблемой сталкиваются все те, кто нашел Христа и пытается об этом рассказать своим близким. И такие проповедники понимают, что им не хватает слов, что нет ни в каком языке таких слов, которыми можно было бы выразить все то, что они во Христе нашли. Говорят, что в английском языке религиозных терминов есть почти 14 000 слов, но, думаю, что если бы составители этого словаря попытались бы рассказать о своей личной встрече с Богом, то они бы просто воспользовались словами апостола Филиппа-« Иди и смотри ».
И Церковь все две тысячи лет так и говорит-иди и смотри. Потому что все наше Богослужение, все творения святых отцов-они показывают путь ко Христу-иди и смотри.
Когда Нафанаил поверил своему брату и пошел увидеть Спасителя, не надо было ему рассказывать о том, что Христос родился в Вифлееме, что его мать и мнимый отец из рода Давидова-достаточно было того, что Христос просто заговорил с ним. Так и в жизни бывает. Есть очень много умных людей, которые прочли много книг, написали много научных трудов, у некоторых даже волосы все на голове выпали от учености, но с ними Христос не говорил и потому эти люди при всей своей учености верят в сказки, и сколько бы они не прочли, они все равно остаются с закрытыми глазами. Верят в большой взрыв, в то, что все само собой, случайно получилось, что вся вселенная, со всем ее многообразием-это дело слепого случая. А есть и другие люди, их гораздо меньше, это мудрые люди, которые встретились со Христом. И они встретившись с ним поняли что-то такое важное, что не поймешь, даже прочитав все книги Нью-Йоркской библиотеки. Такие люди стали апостолами, проповедниками, они еще со времен земной жизни Христа ходят по городам и селам и говорят: « Смотри, я нашел Мессию, иди и посмотри на него ».
К сожалению есть и такие люди, которые говорят почти теми же словами что и апостолы и проповедники, но они призывают идти и смотреть не на настоящего мессию, а на придуманного ими идола. Таких людей мы называем еретиками. И именно сегодня Церковь совершает праздник своей победы над лживыми учениями-ересями, которые придумывались людьми для того, что бы увести их от пути ко спасению. В первое воскресение Великого поста мы провозглашаем Неделю Православия, то есть праздник истинной веры.
Правильно верить в Бога-это очень важно. Потому что правильная вера дает правильные понятия о Боге. Если эти правильные понятия (мы называем их еще догматами) хоть немного изменить, то через какое-то время мы окажемся в ситуации, что бог (именно так, с маленькой буквы) в которого мы верим совсем не тот Бог, о Котором говорит Евангелие. Такой ложный бог будет радоваться убийствам, толкать нас на такие поступки, за которые нам будет потом стыдно. Стоит только что-то изменить в догматах и все наши отношения с Истинным Живым Богом могут испортиться. Поэтому Церковь так серьезно относится к своему вероучению, к догматам и правилам веры. Их обязательно нужно знать, и вы их, конечно знаете, потому что мы произносим их каждое утро и каждую Литургию. И сегодня мы будем их произносить, перед Евхаристическим каноном говоря « Верую во Единого Бога Отца »… Это наше исповедание веры, которое мы говорим две тысячи лет ни в чем его не изменяя. Наши предшественники сохранили истину, не растворившись в этом мире. Мы тоже призваны к этому-быть свидетелями того, что Церковь, которую создал Христос, что она существует и сейчас, что она такая же как в День Пятидесятницы. А о Церкви Христос Бог наш сказал, что « Я с вами во все дни до скончания века ». И это очень важно, потому что если Церковь-это Тело Христа, а мы окажемся где-то в стороне, вне Церкви-из-за ереси, из-за раскола, или даже просто банальной обиды-то мы окажемся вне брачного Чертога, как те несчастные пять юродивых дев, которым Жених сказал-отойдите от Меня, не знаю вас. Пожить-то мы поживем, но временно, а вечной жизни мы можем лишиться.
У каждого человека есть голова на плечах, и она ему нужна для того, что бы думать и размышлять. В такие дни как сегодня, Церковь призывает нас подумать о своей двухтысячелетней своей истории, о трудах, о крови мучеников за веру, об отданных жизнях, всем том, что иже во святых наши отцы и матери делали для того, что бы мы и сейчас имели источник чистого истинного вероисповедания, дорожили им, размышляли о нем, и, если возникнет необходимость защитить чистоту своей веры-небоязненно встать на ее защиту.