На Первое послание к Коринфянам (1 Кор.8:8-9:2)
«Как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне». Так скажет нам Единый великий всемирный Царь Христос на Его будущем последнем Страшном Суде над родом человеческим. Христос всегда стоит на стороне тех братьев наших, которые нуждаются в нашем милосердии к ним. «Что вы сделали или же не сделали им, то вы сделали или же не сделали Мне» – это будет Его последним словом, когда Он оценит все деяния и события всей нашей человеческой истории (Мф.25:31-46). И Его посланник, святой апостол, предостерегая нас сегодня от греха против братьев, говорит: «Согрешая против братьев … вы согрешаете против Христа».
В прошедшее воскресенье мы слышали слова апостола Павла, что мы должны добровольно ограничивать свое человеческое своеволие, отрекаться от всякого греховного произвола, подчиняться Заповедям Божиим – ради пользы для своей собственной души, так как, хотя, может быть, все нам кажется позволительным, не все нам действительно на пользу, не все нам служит к вечному спасению наших бессмертных душ (1 Кор.6:12-20). А сегодня апостол еще раз призывает нас к добровольному самопожертвованию нашей свободой – но уже не во имя нашей собственной душевной пользы, а прежде всего во имя пользы для братьев, во имя любви к ближним, во имя служения спасению их душ. «Берегитесь, чтобы свобода ваша не послужила соблазном» для братьев. Ибо «уязвляя немощную совесть их, вы согрешаете против Христа», Который умер за них.
Пренебрегая братьями, мы явно не уважаем не только их, но и Самого Христа и Его страшную крестную жертву, принесенную Им и для тех, которыми мы пренебрегаем. И как же нам после этого ожидать от Него милости на Его последнем Страшном Суде? А милуя братьев, мы этим выражаем нашу любовь и наше благоговение к Самому Христу и к Его Крови, пролитой для спасения всех нас. Итак, смотри, говорит апостол, дабы через твое горделивое презрение и пренебрежение не погиб бы твой «брат, за которого Христос умер».
Во имя Христово апостол требует от нас такой любви, которая даже в случаях ясного осознания своей правоты, подвигает не отстаивать свою правоту, если это лучше для душевной пользы ближнего. Так он в сегодняшнем апостольском чтении и подходит к вопросу, волновавшему тогда Совет коринфских христиан, к вопросу частному, но который имел в то время большую важность для практической жизни и внешнего поведения христиан в тогдашнем языческом мире: как лучше всего христианину ограждать себя от осквернения яствами, которые были в свою очередь осквернены при принесении языческих жертв идолам. Одни христиане боялись даже не только в гости ходить, когда их приглашали знакомые им язычники, но и покупать мясо, которое продавалось на торгу (1 Кор.10:25 и 27), – все это ведь действительно могло быть оскверненным проникающим всю тогдашнюю общественную жизнь идолослужением; мясо и в самом деле могло быть оставшимся после языческой жертвы, принесенной какому-нибудь кумиру в его храме. А другие христиане считали такую осторожность излишней, ссылаясь на свое христианское знание о ничтожности самих идолов и на свою христианскую свободу, часто слишком далеко уходили в другом направлении. И именно таким христианам, считающим себя свободными и часто превозносящими себя над немощною совестью братьев, апостол сегодня говорит: «Берегитесь однако же, чтобы свобода ваша не послужила соблазном для немощных». И даже если какая-нибудь пища – которая сама по себе ни приближает к Богу, ни удаляет нас от Бога, – «соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего».
Итак, апостол требует от нас готовности к некоторой уступчивости в делах, безразличных самих по себе, во имя любви к брату. Надо любить ближнего, и это значит: не во всех наших делах – часто совсем мелких – настаивать на своем. Надо искать не своей пользы, но прежде всего пользы братьев. Так жил сам великий апостол языков, который по правде мог о себе говорить: «Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» (1 Кор.9:22). Но и нам нужно подражать Его примеру.
Братья и сестры! «Суд без милости» будет подобен «не оказавшему милости» (Иак.2:13). Только любовь и милосердие могут устоять перед судом вечной Любви. Да, «милость превозносится над судом» (Иак.2:13). Христос говорит: «Блаженны милостивые, ибо тии помилованы будут» (Мф.5:7). Да даст нам Он Свою благодатную помощь, чтобы мы жили по Его новой Заповеди любви и чтобы Его обещание: «Блаженны милостивые, ибо тии помилованы будут», – исполнилось и в нас в последний великий день Его Страшного Суда. Аминь.
архиепископ Георгий (Вагнер)