Мы, конечно, по собственному опыту знаем, что празднику можно радоваться еще до его наступления. Чтоб праздновать перед праздником, можно вознестись мыслию к тому, что совершилось тогда в Вифлееме, перечитать то, что написано о Рождестве в Евангелии, поразмышлять о смысле совершившегося тогда, подумать о том, какое отношение это имеет ко мне, к моим близким, что изменилось на земле после Рождества Христова.
«Готовися, Вифлееме, отверзися всем, Едеме. Красуйся, Евфрафо, яко Древо Живота в вертепе процвете от Девы. Рай бо Оноя чрево явися мысленный, в немже Божественный Сад. От Него же ядше, живи будем, не якоже Адам умрем. Христос раждается, прежде падший возставити образ».
Эти удивительно красивые и таинственные слова со вчерашнего дня можно петь и читать утром и вечером.
(Едем – это рай. Он снова открывается для людей с Рождением Христа. Евфрафа – местность вокруг Вифлеема.)
Читая эти слова, мы говорим о том, что Древо Жизни, к которому из-за греха мы не могли приблизиться, расцветет в пещере, где родится Христос; а чрево Девы Марии явится райским Божественным Садом, в котором вырастает Древо Новой Жизни. Мы сможем вкушать плоды от Него и уже не умрем душой, как Адам, и не попадем в ад. Рождающийся Христос восстановит образ Божий в каждом, кто соединится с Ним в Таинстве Причастия.
Еписком Пантелеймон Шатов
И еще в качестве подготовке к Празднику и прекрасной службе, к которым мы подошли совсем близко, предлагаем отправиться в небольшое путешествие по содержанию ирмосов Рождества, которые звучат во всех храмах и во всех сердцах, ожидающих рождения Христа!
*Ирмос — это первая строфа канона. Канон — это богослужебный певческий жанр. Рождественский канон состоит из двух древних канонов, авторами которых являются два брата, великие гимнографы VIII века Косма Маюмский и Иоанн Дамаскин. Эта похвала торжеству Рождества Христова будет звучать весь пост до самого праздника и ежедневно во все время Святок до крещенского сочельника (18 января).
Ирмос первой песни
Христос рождается – славьте! / Христос с небес – встречайте! / Христос на земле – воспряньте! / Пой Господу, вся земля / и с веселием воспойте, люди, / ибо Он прославился!
Толкование: По закону жанра ирмос каждой песни канона должен быть тематически связан с поэтикой соответствующей песни Священного Писания. Первой библейской песнью считается победный гимн пророка Моисея «Поем Господеви, славно бо прославися…» (см. Исх. 15:1-19).
Продолжение – здесь
Вторая песнь канона — обличительная песнь Моисея из книги Второзакония — включается в состав песней канона только в периоды великого Поста и Пятидесятницы, а в остальное время канон состоит из восьми песней: 1, 3-9. Поэтому от первой песни переходим к третьей.
Ирмос третьей песни
Прежде век от Отца рожденному нетленно Сыну / и в последняя от Девы / воплощенному безсеменно, / Христу Богу возопиим: / вознесый рог наш, / свят еси, Господи.
Толкование: Песнопение повествует о том, что во Христе различают два рождения. Одно – от Бога Отца, которое произошло вне пространства и времени, другое же – от Девы Марии здесь, на земле, во времени.
Продолжение – здесь
Ирмос четвертой песни
Жезл из корене Иессеева / и цвет от него, Христе, / от Девы прозябл еси, / из горы, Хвальный, приосененныя чащи, / пришел еси, воплощся от Неискусомужныя, / Невещественный и Боже: / слава силе Твоей, Господи!
Толкование: Иесей был простым жителем Вифлеема, но его сын Давид стал царем. Бог открыл царю и псалмопевцу Давиду, что из его рода будет великий потомок. Этот отросток от древнего корня, или отрасль корня Иессеева – Христос Спаситель.
Продолжение – здесь
Ирмос пятой песни
Бог сый мира, Отец щедрот, / Великаго Совета Твоего Ангела, / мир подавающа, послал еси нам: / тем, Богоразумия к свету наставльшеся, / от нощи утренююще, / славословим Тя, Человеколюбче.
Толковние: В ирмосе рождающийся Спаситель назван «Вестником великого Совета». О каком совете идет речь?
Иисус Христос был послан человечеству, чтобы примирить грешного человека со Святым Богом. Это было предопределено на предвечном совете, который состоялся еще до начала существования мира. У пророка Исаии Христос назван Членом Совета и Начальником примирения: «…Младенец родися нам – Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира…» (Ис. 9:6).
Продолжение – здесь
Завтра мы напишем об оставшихся 4 ирмосах.
http://foma.ru/tag/irmosyi-rozhdestva-hristova