Великий Четверг

theialitourgia

День всеобщего причащения

Мы знаем, что после Тайной вечери, за которой Христос даровал нам Свою жизнь, Своё грядущее страдание и смерть, как и грядущую победу над смертью, – после этого торжества любви Он был предан на позорный суд и распятие. Тело Его, которое Он накануне преподал ученикам, стало воистину телом, за них «ломимым», а кровь – воистину кровью, за них изливаемой. Иными словами, на Тайной вечере Христос открыл, что всё предлежащее Ему в ближайшие часы совершается ради нас как предельное выражение Божественной любви.
Апостол Павел в одном из посланий утверждает, что приобщаясь хлеба и вина как Тела и Крови Христовых, мы всякий раз смерть Господню возвещаем, Воскресение Его исповедуем (1 Кор. 11, 26). И потому в этой связи между Тайной вечерей, смертью и Воскресением Богочеловека Иисуса Христа и литургией раскрывается само сердце христианской веры, христианского опыта и христианской радости.
Так возлюбил Бог мир (Ин., 3, 16) – это и только это возвещает по-настоящему христианство. Он – любящая Личность, приходит к нам и отдаёт Себя нам. Ибо в чём же Его любовь и Его действие, как не в отдаче Себя, чтобы и мы могли отдать Ему свою любовь. И вот это предельное, завершающее явление Божественной любви составляет сущность Тайной вечери. «Приимите, ядите, сие есть Тело Мое» – это значит «Я отдаю Себя вам, потому что люблю вас и хочу совершенного единства с вами, хочу, чтобы Моя жизнь стала вашей жизнью”.
Христос вольно принимает смерть. Принимает во всём её ужасе, одиночестве, раздрании и мучении. Но Он отдаёт Свою жизнь нам, чтобы она стала нашей победой над смертью, ибо смерть Его сокрушает всеобщую смерть как победу над жизнью. Сама смерть Его есть торжество любви, а не распада и разлучения, сама смерть Его явлена нам как жизнь, как победа.
Снова и снова собираемся мы за Тайной вечерей, но жив воскресший Христос, и жива Его любовь, и снова изливается на нас, становится нашей любовью, нашей жизнью, нашей силой. «Я создал мир как вашу пищу, – словно говорит Бог, – Я подарил вам жизнь, и если вы веруете, что всё в мире от Меня, как моя любовь, то знаете, что и хлеб который вы едите, и вино, которое вы пьёте, чтобы быть со Мною, – это я Сам – Моя воскресшая, Моя Божественная жизнь».

протопресвитер Александр Шмеман

Related Post

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *