40 МУЧЕНИКОВ СЕВАСТИЙСКИХ

Жестока зима, но сладок Рай

  Приблизительно в 350 км восточнее Анкары, на берегу реки Кызыл-Ирмак, среди гор, почти в самом центре Турции расположился ничем не примечательный для туристов город  Сивас. Несколько средневековых медресе и мечетей с резными порталами и декоративными фасадами, – вот, наверное, и все, что может ныне привлечь внимание путешественника.

А несколько столетий назад, к этому перечню, можно было добавить еще и христианские достопримечательности.

Так путешественник  XIII века, фламандский монах-францисканец Вильгельм де Рубрукус в своей книге «Путешествие в восточные страны» пишет: «В Себасте (Сивас – В.И.),  что в Малой Армении, мы были на Страстной неделе. Там посетили мы гробницу Сорока мучеников. Там есть и церковь во имя Святого Власия, но я не мог пойти в нее, так как она находится наверху, в крепости».

Несколькими веками позже, в 1465 г. русский купец Василий посетил эти места и отмечает в путевых заметках: «Город Сивас, а по-нашему Севастия, где были замучены Сорок мучеников. Внутри этого города озеро и баня, где их мучили. Город очень большой, среди города большая гора, на ней другой город, а пониже его третий город. В городе православные и армяне живут, а турок мало. Церкви христианские имеются в городе, за городской стеной. … Когда сорок мучеников замучили в озере, мучители их извлекли. Пьют эту воду люди и только исцеление черпают».

Еще позже, в середине XIX века в Сивасе побывал русский генерал Е.И.Чириков.  В своем «Путевом журнале» он сделал отметку: « … а под самыми городскими стенами — прудик Сорока мучеников Кесарийских (Севастийских). Температура воды в бассейне 5° при наружной в 10°».

Где в наши дни находятся этот прудик и эта гробница Сорока мучеников, не знают ни жители уже мусульманского Сиваса, ни служащие туристических фирм, обеспокоенные притоком в город туристов.

Но то, что они забыли, – хорошо помнят христиане. Память о мученическом подвиге веры сорока воинов из XII римского легиона,  бережно сохраняется в истории и богослужении всех древних христианских Церквей. А с IV века и поныне, в честь этих мучеников по всему миру воздвигаются храмы.

Так что же произошло тогда, в 320 г. в Севастии Армянской?

Права христиан на территории  Римской империи стали признавать только после, провозгласившего религиозную терпимость, Миланского эдикта  (313 г.) императоров   Константина  и  Лициния. Но двоедушный Лициний, правитель восточной части империи, вместо исполнения эдикта, воздвиг в своей области правления жестокое преследование христиан. Гонение не обошло и римские войска, в которых в это время служило множество христиан. Указ, которым Лициний повелел жителям восточной части империи принести жертвы идолам, достиг и Севастии – города в Малой Армении, находившегося тогда под римским правлением. Среди других войск расположенного здесь XII римского легиона, был особый отряд из сорока человек, отличавшийся удивительным  мужеством в боях. Велико же было негодование римского военачальника Агриколая, когда именно эти сорок воинов отказались поклониться идолам и засвидетельствовали верность Христу. Претерпев мучения и заключение в темнице, святые воины остались тверды в своем решении. Тогда мучитель выдумал новую жестокую пытку.

Далее будем придерживаться изложения событий так, как их описал святитель Василий Великий, земляк и почти современник воинов-мучеников. Обратив внимание на зимнее время года и ледяной северный ветер, Агриколай отдал приказ обнажить воинов и заморозить их в озере у городской стены. Выслушав повеление, страстотерпцы сбросили с себя одежду, и, проломив корку льда, вошли в воду, укрепляя друг друга словами: «Жестока зима, но сладок Рай. Мучительно замерзнуть, но приятно упокоение. Недолго потерпим, и нас согреет Небесное лоно. За одну ночь выменяем себе целую вечность».

Для испытания твердости мучеников на берегу была построена баня, которую топили стражники. Наступила ночь. Оставив в карауле только одного своего товарища, стражники легли спать. Можно представить, какую крепость духа нужно иметь, чтобы, будучи свободными, добровольно не прервать свой подвиг, когда до спасительного тепла всего несколько шагов. Но сделать эти шаги, значит разверзнуть между собой и Христом непреодолимую пропасть, стать вероотступником.

После полуночи, стражник, наблюдавший за страстотерпцами, увидел необычайное зрелище, как некие Силы сходят с неба и раздают мученикам великие дары от Царя Небесного. Всем в ледяном озере они раздали дары, только одного из мучеников признали недостойным небесных почестей. И это был тот, который, вскоре отказавшись от страданий, перешел к противнику.

Увидев, что один из воинов вышел из воды и идет к бане, стражник сбросил с себя одежды и с возгласом: «Я – христианин!», присоединился к мученикам, дополнив их число до сорока. Имя этого, крестившегося своей кровью человека,  Аглаий.

 

Утром, еще дышащим мученикам, раздробили голени, а тела их сожгли в огне.  Так мужественная святая дружина бойцов, сорок воинов Христовых, прошли сквозь огонь и воду и стали согражданами Ангелов.

Related Post

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *