18 января – Навечерие Богоявления, Сочельник

Всего три праздника имеют особый чин «навечерия» – предварительного празднования: Рождество Христово, Богоявление и Пасха. Связано это с тем, что в этот день в Древней Церкви происходило крещение желающих присоединиться к ней  и вместе со всеми верующими встретить великий праздник. А также навечерие подчёркивает несравнимую важность вспоминаемых событий: Воплощение Сына Божьего, явление всей Троицы во время крещения на Иордане, а также главнейшее событие в мире – Воскресение Христово. И чтобы максимально подойти к осознанию того, чтоб хотя бы ради наступающего праздника наша жизнь стала чуть-чуть иной – в этот день положен пост. После святок, бурных и радостных, пост  понуждает нас отказаться от лишнего и доказывает, что радость – не только в пище, что человеку на самом деле нужно крайне мало.Второе название повечерия – «сочельник» – связано с традицией в этот день варить сочиво.
Это особая постная рассыпчатая каша, состоящая из простых, но питательных ингредиентов.

В сочельник, после литургии в храмах совершается великое освящение воды. Водоосвящение называется великим по особенной торжественности обряда, проникнутого воспоминанием евангельского события, которое стало не только первообразом таинственного омовения грехов, но и действительным освящением самого естества воды через погружение в нее Бога во плоти. Вода эта называется Агиасмой, или просто крещенской водой.

Во второй половине V века, Антиохийский патриарх Петр Фулон ввел обыкновение совершать освящение воды в навечерие Богоявления. Московский Собор 1667 года постановил совершать двукратное водоосвящение — в навечерие и в самый праздник Богоявления Освящение в оба дня проходит одинаковым чином, поэтому вода, освященная в эти дни, ничем не отличается.  Митрополит Вениамин (Федченков) объясняет эту традицию так:

«Как мы видим из богослужения, Крещение Господне имело целью двоякое освящение: человека и твари (всего сотворённого мира). Накануне, когда и стихиры уже пропели о крещении, и прочитали Евангелие о нем, и проч.; когда, следовательно, праздник церковно уже был совершен, совершалось освящение воды для людей, для нас. А на второй день, в самый праздник, совершалось уже освящение твари, потому и шли на реку, или колодезь, или даже на море, как у греков за границей».

 

Related Post

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *