В Великий Четверг мы вспоминаем Тайную Вечерю, на которой Господь оставил нам Таинство Евхаристии, омовение Им ног ученикам, Его молитву в Гефсиманском саду и взятие под стражу.
Литургия, совершаемая в этот день, – особая для каждого христианина. В этот день всякий православный человек, кроме катастрофической невозможности, старается причаститься с благодарностью Богу за все совершенное Им ради нашего спасения и в твердом намерении не уподобляться предателю Иуде. Нельзя не причащаться, ведь именно сегодня Христос говорит о Своей Крови: «Пийте от нея вси» (Мф 26, 27).
В Евхаристии, этом Таинстве Таинств, как называет ее Церковь, человек реально соединяется с Богом: Бог входит в самые глубины человеческого бытия и сам человек приобщается к подлинной Жизни в Боге. Христос, воплотившийся Бог и Человек, очистил в Себе всю человеческую природу, Своим Крестом и Воскресением победив властвовавшую над ней смерть. Приняв в себя Христа, мы становимся причастниками этой победы.
Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Как многие ныне говорят: желал бы я видеть лицо Христа, образ, одежду! Вот, ты видишь Его, прикасаешься к Нему, вкушаешь Его. Ты желаешь видеть одежды Его, а Он дает тебе самого Себя и не только видеть, но и касаться, и вкушать, и принимать внутрь».
Перед тайной вечерей Господь делом показал, с каким сердцем человек должен приступать к этому великому и страшному таинству. Перед праздником Пасхи Иисус, зная, что пришел час Его перейти от мира сего к Отцу, явил делом, что, возлюбив Своих сущих в мире, до конца возлюбил их. Во время вечери, когда диавол уже вложил в сердце Иуде Симонову Искариоту предать Его, Иисус, зная, что Отец все отдал в руки Его, и что Он от Бога исшел и к Богу отходит, встал с вечери, снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, препоясался. Потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан (Ин. 13, 1-5).
Удивительно этот трогательный поступок Спасителя передается в каноне праздника: «Ученикам показывает образ смирения Владыка: покрывающий небо облаками препоясывается полотенцем, и преклоняет колена омыть ноги [Своим] рабам [Тот], в Чьей руке дыхание всех сущих».
Между тайной вечерью и временем ареста, а затем неправедного суда, унижений, пыток и распятия Христа оставалось лишь несколько часов. Эти события тесно связаны друг с другом. Спасение человека было невозможно без смерти за него воплотившегося Бога, и это Спасение невозможно воспринять вне таинства Евхаристии.
Каждому причащающемуся в этот день, (а в этот день должен причащаться каждый христианин), необходимо помнить, какой ценой дано было ему это таинство, и честно, без лукавства заглянуть в собственную душу, чтобы это не было иудиным причащением.
Богослужебные песнопения Великого Четверга:
Стекается прочее соборище иудейское, / да Содетеля и Зиждителя всяческих Пилату предаст. / О беззаконных, о неверных! / Яко грядущаго судити живым и мертвым, на суд готовят: / исцеляющаго страсти, ко страстем уготовляют. / Господи долготерпеливе, / велия Твоя милость, слава Тебе. | Спешно ныне собирается синедрион Иудейский, / чтобы Творца и Создателя всего мира Пилату предать. / О беззаконие! О неверие! / Ибо Грядущего судить живых и мертвых привлекают к суду, / и Исцеляющего страсти готовят к страданиям. / Долготерпеливый Господи, велика Твоя милость, слава Тебе. (2) |
Иуда предатель льстив сый, / льстивным лобзанием предаде Спаса Господа, и Владыку всех, / яко раба продаде иудеом: / яко овча на заколение, / тако последоваше, Агнец Божий, Сын Отчий, / един Многомилостивый. | Иуда предатель, будучи коварен, / коварным поцелуем предал Спасителя и Господа: / Владыку всего как раба продал беззаконникам; / и как овца на заклание, / так следовал на смерть Агнец Божий, Сын Отца, / Единый Многомилостивый. |
Рождение ехиднов воистинну Иуда, / ядших манну в пустыни, и ропщущих на Питателя: / еще бо брашну сущу во устех их, / клеветаху на Бога неблагодарнии: / и сей злочестивый / Небесный Хлеб во устех носяй, / на Спаса предательство содела. / О нрава несытнаго, и дерзости безчеловечныя! / Питающаго продает, / и Егоже любляше Владыку, предаяше на смерть: / воистинну онех сын беззаконный, / и с ними пагубу наследова. / Но пощади Господи, души наша от таковаго безчеловечества, / Едине в долготерпении неизреченный. | Слава, и ныне, глас 6:Отродье змей поистине Иуда, / тех, что вкусили манну в пустыне / и роптали против Питавшего; / ибо, когда еще пища была в их устах, / клеветали они на Бога, неблагодарные. / И этот нечестивец, держа в устах небесный Хлеб, / совершил измену против Спасителя. / О, ненасытный нрав и дерзость бесчеловечная! / Он Питающего продавал / и Владыку, лобзая Его, предавал на смерть. / Подлинно сын тех этот беззаконник / и вместе с ними получил в удел себе погибель. / Но избавь, Господи, души наши от такой бесчеловечности, / Ты – Единственный, Несравнимый в долготерпении. |
Вместо Достойно: поем: |
Вместо “Достойно” |
|
Странствия Владычня, / и безсмертныя Трапезы / на горнем месте высокими умы, / вернии, приидите, насладимся, / возшедша Слова, / от Слова научившеся, Егоже величаем. | Гостеприимством Владыки / и бессмертной трапезой / на высоком месте с возвышенными мыслями / давайте, верные, насладимся, / высочайшее слово услышав от Слова, / Которое мы величаем. |