СЛОВО В ДЕНЬ БОГОЯВЛЕНИЯ

«Явился еси днесь вселенней и свет Твой, Господи, знаменася на нас» — так поет сегодня церковь в кондаке празднику Богоявления. Сегодняшний праздник называется Богоявлением. Но разве, когда родился Иисус Христос, разве не Бог явился миру тогда? Разве тогда не было Богоявления? Конечно — да! И тогда было Богоявление миру, явился Бог миру. И сегодня Он является миру. Но всё-таки между одним Богоявлением — в Рождестве и другим Богоявлением — в Крещении Господнем, которые Церковь очень сближает и готовит к их празднованию, одновременно есть разница.

Тогда (в Рождестве) родился Бог-Слово, второе Лице Пресвятыя Троицы в лице Иисуса и, приняв на Себя человеческое естество, человеческую природу, Бог сохранил нерушимыми все сроки, возрасты и времена этой человеческой природы. Он не насиловал ничем человеческую природу. Он изнутри преодолевал все её немощи: был беспомощным младенцем, был отроком, был юношей и потом, наконец, вошел в зрелость, стал совершенным Богомужем. И вот, когда Он достиг этой зрелости, то вместе с нею пришла и решимость явиться в этом мире Агнцем его, по воле Отца сделать Себя Агнцем Отцу Своему. И вот из тишины, из безвестности, в которой Он возрастал до сих пор, соделавшись уже зрелым мужем, Он идёт на реку Иордан к Иоанну, крестившему там кающихся грешников, чтобы «исполнить всякую правду» — говорится в Евангелии. То есть по закону омовением в водах Иорданских очистить всякую скверну, которой у Него не было. Греха у Него не было, но чтобы всякую правду исполнить, Он идёт к Иоанну Крестителю, который сначала как бы не хочет Его принимать: «я у Тебя должен креститься, а не Ты у меня!» А потом встречает Его замечательными словами, имеющими совершенно особенный смысл: «Се грядет Агнец Божий, вземляй на Себя грехи мира!»

Что значат эти слова, которыми встретил Иоанн Креститель Спасителя? А они значат вот что: «Вот — пришёл Мессия!» Или иначе — Христос, потому что Христос — это и значит Мессия, о котором говорит Библия. «Вот Мессия днесь (сегодня) пришёл, явился миру его Спаситель.» Мессия, которого мир ждал столько времени, и об ожидании Которого так много говорит Библия, вот, Он пришел, явился в этот мир! На реке Иордан в этот час открыл Себя Христос…

И когда Иоанн крестил Христа и объявил о том, что это — Христос, тогда разверзлись небеса, и над водами Иордана раздались слова гласа Божьего, гласа Бога-Отца, свидетельствующие о Сыне Божием, явившемся миру в это время. И был виден в образе голубя Дух Святый, сходящий на Иисуса Христа. Так произошло явление всей Пресвятой Троицы в тот час над водами Иордана. И поэтому Сам Христос велел всем крещающимся, всем верующим в Бога Единого в трёх лицах креститься всегда во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Крещенская благодать несет с собой силу, присносущный свет всей Пресвятой Троицы.

И пусть же распахнутся как можно шире наши сердца навстречу идущему к нам свету Божьему в крещенской благодати и силе Самой Пресвятой Троицы, спасающей нас здесь и вводящей нас в свет Царства Небесного!

«Троическое явися поклонение» — сказано. Вот каково было Богоявление на реке Иордан, и вот в чём оно отличается от явления Бога, от Богоявления в Рождестве Христовом.

Будем же раскрывать с вами наши сердца шире и шире навстречу этому присносущному свету и этой силе Самой Пресвятой Троицы. Аминь! С праздником!

 

протоиерей Всеволод Шпиллер

Related Post

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *