Почитание святой великомученицы Варвары

VarvaraИстория почитания святой великомученицы Варвары насчитывает 1700 лет, со дня еe мученической кончины. Украинская просветительница София Русова некогда писала о том, что еe современники в Петербург и Москву ехали, как правило, по делам, но совсем другое привлекало многих в Киев – это мощи подвижников: «Сюда едут совсем с другим настроением, но ещe больше идут пешком, часто босыми ногами за тысячи верст». Существовал традиционный маршрут богомольцев. Впервые его описал Николай Лесков. По словам его персонажа, «богомол» прежде «поклоняється усім святим Печерським, потім до Варвари, а потім Макарію Софійському…». Хранившиеся в Михайловском монастыре мощи святой великомученицы Варвары были у нас единственной реликвией древнего христианского Востока.

Илиополь – Царьград – Киев

После мученической кончины святой Варвары в 306 г. еe мощи были погребены благочестивым Галентианом в том же городе, где прошло еe детство, – в Илиополе Финикийском (современная Сирия). Впоследствии тот же Галентиан построил церковь над могилой великомученицы. В VI в. мощи святой переносят в Константинополь – такая судьба была у многих почитаемых святынь.

Далее история мощей связана с именем византийского императора Алексия I Комнина, который передает их в качестве приданого своей дочери-княжне, в святом крещении – Варвары. Вступая в брак с русским князем, внуком великого князя Ярослава Мудрого Святополком Изяславичем (в крещении Михаил), византийская княжна привезла мощи с собой в Киев в 1103 г. Но мощи святой Варвары были привезены в Киев без левой руки, которая долгое время находилась в Греции. В том же 1103 г. начинается грандиозное строительство Свято-Михайловского храма, которое завершилось спустя пять лет. Именно в это время мощи были перенесены в освященный храм.

Трагичным для Киева был 1240 год – год нашествия хана Батыя. Святыня была спрятана под каменными ступенями собора – и таким образом сохранилась. Спустя несколько десятилетий мощи вновь были обнаружены, и вновь их поместили для поклонения в восстановленном Михайловском соборе.

Избавляющая от внезапной смерти

Во времена святителя Петра Могилы в 1644 г. Киев посетил канцлер польского королевства Георгий Осолинский. «Я глубоко верю в помощь великомученицы Варвары, – говорил он после поклонения мощам святой, – так как многие свидетельствуют, что тот, кто отдает себя еe защите, не отойдет без покаяния и причастия Святых Таин. Я бывал в Риме и западных странах и везде спрашивал, где находятся мощи святой великомученицы Варвары, на Западе или на Востоке? Мне говорили, что на Западе нет их, на Востоке – тоже, но они находятся в этих странах. Сейчас верю, что именно здесь, в Киеве, находятся подлинные мощи святой великомученицы Варвары». Поклонившись, канцлер почтительно просил предоставить ему частицу мощей святой. Учитывая его дипломатическую миссию, ему была передана часть перста десницы святой Варвары.

О масштабах почитания святой великомученицы Варвары на католическом Западе можно судить по факту, зафиксированному Рафаэлем в «Сикстинской Мадонне», – рядом с Божией Матерью изображена святая Варвара.

Во времена святительства Петра Могилы из Греции в Киев доставили левую руку великомученицы и поместили ее в отдельном ковчежце в реликварии Софийского собора.

В 1650 г. литовский гетман Януш Радзивилл, захватив Киев, отделил две частицы от мощей святой Варвары и передал одну своей жене Марии, позднее эта частица попала к митрополиту Киевскому Иосифу Тукальскому и была перенесена им в город Канев, а после его смерти в город Батурин, в монастырь во имя святого Николая Чудотворца. Другую часть он переслал в Вильно, епископу Георгию Тишкевичу.

В 1657 г. в Киев приехал Антиохийский патриарх Макарий. После торжественного молебна возле раки святой он обратился к киевской пастве с такими словами: «В моей патриархии, недалеко от Антиохии, есть город Илиополь, в котором жила и погибла святая Варвара. Я искал еe останки по всему миру. Как-то мне сказали, что они находятся в стране варваров, как тогда называли ваши земли. И вот я отыскал еe нетленные мощи». Патриарх Макарий обратился с просьбой отвезти хотя бы частицу мощей святой великомученицы Варвары на еe малую родину. Его просьбу удовлетворили.

Глубоко чтил святую Варвару гетман Иван Мазепа, пожертвовав для мощей серебряную раку с помостом, обложенным позолоченными серебряными досками.

Во время опустошительных болезней в 1710 и 1770 гг. у раки с мощами молились тысячи киевлян о спасении от внезапной смерти.

1830, 1848, 1854, 1855, 1856 годы были годами вспышек эпидемии холеры. Отчаявшиеся киевляне находили утешение только у святой Варвары. «Только двор Михайловского монастыря, где покоятся мощи святой великомученицы Варвары болезней не имел» – значится в документах описываемого периода.

І перстеник у Варвари…”

varvara_2В XIX в. для мощей святой Варвары была предоставлена серебряная рака с балдахином весом в 24 пуда (дар графини-схимницы Анны Орловой-Чесменской). Гробницу окружали 48 литых позолоченных Ангелов работы петербургского мастера Андреева. В праздничные дни вывешивалась золотая лампада с брильянтовой ветвью (подарок Елизаветы II). Над ракой висела икона святой Варвары с ризой, украшенной драгоценными камнями и обручальными кольцами цариц Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны с огромными бриллиантами, которые те обменяли на простенькие серебряные кольца от святой Варвары.

Эти колечки с руки великомученицы особо почитались паломниками. Для богатых богомольцев делались массивные золотые кольца, для бедных – синенькие финифтяные. Приобретали эти кольца и молодожены.

Осип Мандельштам вспоминал, что для Таинства Венчания он для себя и своей невесты Надежды приобрел именно «простенькие и дешевые финифтяные кольца от святой Варвары».

Тарас Григорович Шевченко также упоминает эти легендарные колечки в поэме «Наймичка»:

І перстеник у Варвари Невістці дістала, І всім святим поклонившись. Додому верталась.

Федор Михайлович Достоевский устами героини «Братьев Карамазовых» также сообщает о почитании святой Варвары:

– Вот, – вскрикнула в радости г-жа Хохлакова, возвращаясь к Мите, – вот что я искала! Это был крошечный серебряный образок на шнурке, из тех, какие носят иногда вместе с нательным крестом. – Это из Киева, Дмитрий Федорович, – с благоговением продолжала она, – от мощей Варвары великомученицы. Позвольте мне самой вам надеть на шею и тем благословить вас на новую жизнь и на новые подвиги.

Мощи удалось спасти

Начало XX в. – это время разлагающих идей, время начинающегося упадка нравственности, устоев государственности и семьи.

В 1917 г. началось неслыханное в истории человечества гонение на Церковь, на православие, на исповедников веры Христовой. И в это время словно небесным заступлением святой великомученицы Варвары были воодушевлены подвиги Киевских новомучеников и исповедников – священномученика митрополита Владимира, священников Александра и Алексия Глаголевых, Михаила и Георгия Едлинских, Анатолия Жураковского, инокини Софии Гриневой, настоятельницы Свято-Покровского монастыря, и многих, многих других.

После «изъятия ценностей» из киевских храмов в 20-х годах прошлого века от былого великолепия Михайловского собора не осталось и следа. Исчезает серебряная рака с балдахином и другие драгоценности, украшавшие раку с мощами святой Варвары.

Дальнейшая судьба останков святой великомученицы Варвары такова: в 1934-1935 гг., в годы «социалистической реконструкции», сноровистые подрывники НКВД тремя этапами взрывов уничтожают Михайловский Златоверхий монастырь, даже без эвакуации жителей прилегающих домов. Но мощи удалось спасти, их переносят во Владимирский собор, где они находятся по сей день.

Призвание к служению

Причисление к лику святых в Православной Церкви – это совсем не форма поощрения (даже посмертного). Это даже не форма признания заслуг церковных деятелей и тем более не повод для пышных юбилеев. Прославление в лике святых – это в первую очередь призвание к служению. В какие бы времена ни бывали прославления святых, всегда в конкретный исторический момент призываются именно те, кто более всего может своим духовным примером и подвигом жизни во Христе подать помощь нашей земной Церкви.

Святая Варвара проявила поистине сверхчеловеческую стойкость и мужество во время посланных ей Богом испытаний, оставив после себя неизгладимый след в истории христианского подвижничества и мученичества.

протоиерей Олег Скнарь

Related Post

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *