fall_2017_2.jpg
ЦЕРКОВНОЕ ПРОИЗВОДСТВО
СРЕТЕНСКИЙ ЛИСТОК
listok
ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ

О сегодняшнем евангельском чтении

Сегодняшнее евангельское чтение часто «проходит мимо» нас, потому что большинство читающих и слушающих его считают, что данный отрывок к ним не относится. В самом деле, когда мы слышим слова Иисуса о том, что «трудно богатому войти в Царство Божие», так что даже «легче верблюду пройти сквозь игольные уши», то воспринимаем это как сказанное о ком-то другом, но не о нас.

Действительно, большинство прихожан православных храмов, как и большинство священнослужителей — люди небогатые (да-да, именно так! Зажиточные священники составляют совсем небольшой процент от общего числа духовенства, а большинство сельских священнослужителей едва сводят концы с концами!).

Однако попробуем внимательно вслушаться и вдуматься в сегодняшнее Евангелие.

К Иисусу подходит богатый молодой человек, некто из «начальствующих». Деньги + власть, да еще в молодом возрасте — сильное искушение. Мало кому удается устоять в простоте и не превозноситься, обладая богатством и властью. И вот, этот юноша спрашивает: «Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?». Тут нам следует остановиться подробнее.

Что такое жизнь вечная? Часто сегодняшние слушатели Евангелия понимают под этим «загробную жизнь». В обыденном представлении, мы умрем и отправимся к Богу на небеса — если, разумеется, будем жить праведно. Но благая весть Иисуса Христа, как и представления Его слушателей, иудеев первого века — не об этом. И по иудейским верованиям, и по учению Иисуса, нас ждет не «загробная жизнь», но воскресение и жизнь в обновленном теле на обновленной земле. Загробная жизнь — это только временное явление, ожидание того, что будет после, когда Царство Бога наконец в полноте будет установлено во всей вселенной.

Иудеи первого века страстно ожидали, что Бог, наконец, вмешается в историю и исполнит то, что давно предрекали пророки: пошлет Мессию, который установит свою власть, освободит Израиль навеки от порабощения и приведет в подчинение Израилю все народы. Иисус провозглашает, что Царство Божие уже приблизилось, и приглашает всех уже здесь и сейчас жить жизнью этого Царства. «Жизнь вечная» — это не выход за рамки пространства и времени в некую блаженную вечность духовного мира, но творческая и активная жизнь в Царстве Божием на обновленной земле, когда Небеса соединятся с землей и мы будем царствовать вместе со Христом. Но такая жизнь, по проповеди Иисуса и апостолов, начинается уже сегодня. Речь не о внешней характеристике, не о временной протяженности, но о качественном содержании жизни. Так что, для того чтобы обрести «жизнь вечную», надо этой вечной жизнью жить уже сегодня.

К такой жизни оказывается не готов богатый юноша. На его вопрос Иисус прежде всего говорит: «Соблюди заповеди», и перечисляет их, начиная с той, которая чаще всего осознанно нарушается людьми: «Не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца твоего и матерь твою». Примечательно, что из десяти заповедей Закона здесь перечислена ровно половина, и все они касаются наших отношений к ближним. Как и в притче о Суде, Господь Иисус подчеркивает, что именно по нашему отношению к ближнему проверяется то, как мы на самом деле относимся к Богу. Если Его заповеди для нас имеют значение, то мы будем исполнять их все — чтить Бога и с уважением, милосердием и помощью относиться к каждому ближнему.

Юноша возражает: «Все это сохранил я от юности моей». Что ж, не все могут похвастаться таким. Но порой наше благочестие становится для нас поводом к похвальбе, к ощущению собственного превосходства перед другими, не такими «праведными». И вот, Иисус показывает путь совершенства: «Еще одного недостает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною». Мы знаем из книги Деяний, что именно так поступали первые христиане: продавали свои имения и отдавали средства церковной общине, которая расходовала их на помощь бедным. Но уже в следующих поколениях христиан такая максима перестала быть общепринятой. Позже таким путем шли монахи, но снова же, спустя время, монахи и монастыри становились богатыми владельцами. Здесь мы видим общее «снижение градуса» христианской жизни в течение истории.

Чего же требует на самом деле Иисус от богатого юноши? Как мы сказали выше, Царство Божие таково, что жить в нем можно и нужно уже сегодня. Всё, что нам дано и чем мы обладаем, можно обратить на служение этому Царству. Равно и наоборот: любое хорошее само по себе дело или дарование можно превратить в идолопоклонство. Можно с помощью богатства служить бедным, а можно, наоборот, служить богатству и всех остальных воспринимать в контексте обогащения: как рабочую силу, должников, кредиторов и пр.

Мы сказали, что часто воспринимаем данный евангельский отрывок как не имеющий к нам прямого отношения. Но на самом деле здесь — прямой урок для нас. Все, что мы имеем в этом мире — это не наша собственность, но дар Творца. И все это можно обратить для служения Богу — прежде всего, через служение и помощь ближнему. Богат не тот, у кого много есть. Как часто человек не может остановиться в своих желаниях обладать земными благами, и достигая чего-то, хочет еще и еще больше. На самом деле — это механизм самозащиты у тех, кто не имеет настоящей цели жизни и глубины: получив результат и достигнув определенного уровня богатства или власти, человек оказывается перед зияющей бездной пустоты и бессмысленности существования, и дабы избежать этого и жить, полагает новые цели — обладать еще большим, получить еще большую власть…

На самом же деле богат не тот, у кого много есть, но кто довольствуется тем, что ему дает Бог. Настоящее сокровище и роскошь — это иметь время для общения с семьей и детьми, для молитвы и чтения, прогулок и музыки… видеть красоту мира вокруг и поднимать взор к Небу. А Бог дает нам, как правило, столько, что мы можем часть этого уделять другим. Помощь друг другу — неотъемлемая строна нашей христианской жизни. Без этого вся наша «духовность» вырождается в фарисейское самодовольство. Ведь и в Царство Божие нас приглашают не как одиночек, достигших «личного спасения», но как сынов и дочерей единой Божией семьи, как братьев и сестер Господа нашего Иисуса Христа.

И если мы знаем, что Иисус Христос уже царствует с Отцом не только на небесах, но и на земле (хотя эта Его власть еще не явна для всех людей), то разве не через нас Он намерен проявить Свою власть над миром? Мы можем и призваны стать теми, через кого Его любовь и милосердие будут явлены миру.

 

протоиерей Андрей Дудченко

Оставить комментарий

МЫСЛИ О ГЛАВНОМ
  • В этой жизни, которая называется «сплошным искушением», никто не может быть спокоен за себя: если он мог стать из плохого хорошим, это еще не значит, что он не станет из хорошего плохим. Только надеяться, только полагаться на твердо обещанное Твое милосердие! Блаженный Августин
ПОМОЧЬ СТРОИТЕЛЬСТВУ ХРАМА
Храм Стрітення Господнього © 2012-2020. Всі права захищені.