fall_2017.jpg
ЦЕРКОВНОЕ ПРОИЗВОДСТВО
СРЕТЕНСКИЙ ЛИСТОК
listok
ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ

О чём нам сегодня говорит Евангелие

По пути в Иерусалим шёл Господь Иисус Христос через земли Галилейские и Самарийские, где жили люди не только иудейского вероисповедания, но и инородцы-иноверцы, с которыми тогдашние ветхозаветные иудеи даже не общались — самаряне. И вот, около одного населенного места  навстречу к Нему  вдруг понеслись крики, вопли: «Иисусе наставниче, помилуй нас!».

То были люди прокаженные, т.е. больные такой болезнью, терпеть которую около себя в населённых пунктах никто не соглашался. Потому-то они и не могли подойти ко Христу, что им это не разрешалось… И просили они Его о милости, о возвращении здоровья.  А у них другого ничего и не оставалось, как надеяться только на одно — на милость Божью! Когда они были здоровы, когда они жили в обществе, среди своих близких, о Божьей милости они не думали, вероятно. О Боге мало думали. Конечно, они имели уши и могли бы что-то услышать о явившемся в народе Христе. Конечно, они имели глаза и могли увидеть многое, совершавшееся вокруг Иисуса Христа. Но, имели уши и не слышали, имели глаза и не видели… Когда люди живут благополучною, простою жизнью, они мало помышляют и о Боге, и о Божьей милости. Одинаково относятся ко всему тому, что их окружает, и к земле, и к небу. А вот, когда человек попадает в горе, когда он переживает особенные страдания, вдруг у него открываются тогда другие глаза, и он этими глазами многое видит совершенно по-иному. Вдруг открываются уши, и он слышит всё вокруг себя уже совсем по-иному — сквозь страдания, которые смиряют человека.

И вот у этих десяти прокажённых в их страшной муке открылись глаза, открылись уши и вспомнили они рассказы о Христе, творившем вокруг себя столько чудес. Вот Он их отправляет к священнику, так как если прокажённые каким-то чудом очищались, то они имели право войти в селение и вернуться к жизни только с разрешения священника, и по дороге все десять очищаются. Когда это произошло, то один из них вернулся ко Христу, пал в ноги, поклонился Ему, воздал хвалу Богу и благодарил Христа за исцеление. Мы можем думать — и предание об этом говорит — что он так и остался со Христом, христианином, благодарным Ему на всю свою последующую жизнь. Но девять других исцеленных показались священникам, возвратились в свои дома и не вернулись поблагодарить Христа за исцеление. Никто из этих девяти неблагодарных не подумал об этом, братья и сёстры! Они вернулись в свои дома, и сколько же было радости: им была возвращена жизнь вместе с этим здоровьем! Но о том, что им Божьей милостью возвращено это всё, они забыли, и не поблагодарили соделавшего это чудо Христа.

Когда мы с вами думаем об этом евангельском рассказе, об этом одном благодарном, притом, оказавшемся иноверцем, иноплеменником, и о этих девяти неблагодарных, которые как будто бы принадлежали к тому же вероисповеданию, что и иудеи, когда мы думаем об этом, мы как-то волнуемся и говорим самим себе: будь мы на их месте, так бы, конечно, не поступили, поблагодарили бы Христа. Но так ли это? Так ли мы с вами похожи на этого одного, и не похожи на тех девятерых? Может быть, среди нас гораздо больше похожих на тех неблагодарных, чем мы думаем? одумайте, но почему же эти девять человек оказались неблагодарными, вернувшись к жизни, в то общество, в котором они жили прежде? Потому что в этом обществе все были такими. А почему им надо было быть каким-то исключением? Пример большинства всегда заражает. «Я не могу быть исключением в том обществе, в котором живу. Почему? Зачем? Как все, так и я!» Разве это не совершается постоянно во всех обстоятельствах жизни, не было так тогда, как и теперь? Точно так же! Разве мы свои вкусы, настроения, чувства, мысли, не подчиняем чувствам, мыслям, настроениям большинства? Всегда! «Как большинство, так и я: как девять-так и я, десятый, как девяносто девять — так и я, сотый, тысячный… И оказываемся среди недостойных.

А между тем, каждому из нас Христос сделал гораздо больше, чем этим прокажённым. Он исцелил их словом. Но разве каждого из нас Он не исцелил страданиями своими? Разве не бичевали, не оплёвывали, не распяли Христа за каждого из нас? Разве не пролил он кровь, не умер за каждого из нас? Для того, чтобы каждому из нас в естество, в нашу природу человеческую вложить всю ту потенциальную силу, которой каждый из нас может спастись от страшного, радикального зла? Именно в этом состоит подвиг Богочеловека на земле — в изменении нашего естества изнутри. Оно получило эту потенциальную силу после всего того, что претерпел Господь Иисус Христос за всех людей и за каждого из нас в отдельности.

И тем не менее, мы ведь с вами об этом так редко вспоминаем, так мало думаем в обыкновенной нашей жизни, и так редко жизнь свою строим на благодарности Христу за всё то, что Он нам дал! Мы гораздо чаще бываем с теми девятью, чем с этим одним — с большинством, которому противостоит лишь один. А вместе с тем, именно с этим одним у ног Христа, только с ним одним — настоящая правда, только с ним одним мы можем жить настоящей жизнью, в благодарности… И это и есть — быть с Ним, а не со всеми — это и есть долг благодарности и путь ко спасению.

протоиерей Всеволод Шпиллер

Оставить комментарий

МЫСЛИ О ГЛАВНОМ
  • Покаяние — это не жизнь несчастная, это не пытка самого себя, это не пытка ближних. Покаяние — это радикальное изменение в направлении жизни человека. Радикальное. Если я шел на север, то теперь иду на юг. схиархимандрит Иоаким (Парр)
ПОМОЧЬ СТРОИТЕЛЬСТВУ ХРАМА
Храм Сретения Господня © 2012 - 2017 . Все права защищены.