december_2.jpg
ЦЕРКОВНОЕ ПРОИЗВОДСТВО
СРЕТЕНСКИЙ ЛИСТОК
listok
ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ

НЕДЕЛЯ 2-я ВЕЛИКОГО ПОСТА. СВЯТИТЕЛЯ ГРИГОРИЯ ПАЛАМЫ

Вторая Неделя, второе воскресенье Великого поста всегда ставит мысленный, духовный наш взор перед учением святого Григория Паламы об образе Божием в нас, потому что мы спрашиваем себя: «А что же такое «образ Божий», вписанный Самим Богом в нас? В чем же он? Каков он? Что он такое?» А Григорий Палама именно на этот­-то вопрос и отвечает.

Святой Григорий Палама написал много творений, но одно из самых больших его творений, самых важных – это так называемый «Томос веры». И в нем святой Григорий Палама говорит, что образ Божий в нас – это, прежде всего, свет, не физический свет, а тот самый свет, которым был осиян на Фаворской горе Господь Иисус Христос в час Сво­его дивного Преображения, Это свет славы Божией, и образ Божий в человеке есть луч этой славы Божией. Человек с образом Божиим в себе творит невероят­ные вещи – он его калечит, оскверняет, затемняет. Это мы знаем. Но, может быть, не все знают, что образ этот все­-таки неуничтожим.

 

Уничтожить в себе образ Божий человек не может по милости Божией к нам. Он неуничтожим! И он каждому из нас присущ, этот свет нерукотворный, присносущный свет славы Божией, явленный на горе Фаворской в час Преображения Господня.

 

Вот в чем смысл учения Григория Паламы об образе Божием в нас, неуничтожимом и обладающем силою Божественной энергии. Раз мы знаем об этом, то следующую седмицу будем идти еще легче, чем шли до сих пор. Так вот что мы имеем внутри себя, вот что мы можем раскрыть!

 

Обратимся к святому Серафиму Саровскому. Святой Серафим Саровский имел ученика – Мотовилова. И однажды, когда Мотовилов спросил: «Старче, отче, а что такое Царство Небесное, слава Божия Царства Небесного?», Серафим Саровский сказал: «Я это тебе покажу» – и показал. Он был весь осиян, сразу вошел в сияние необычной красоты, необычайного света, и Мотовилов пережил совер­шенно то же, что пережили ученики Христовы у подножия горы Фаворской, – им стало так хорошо, что Петр сказал: «Господи, мы не хотим отсюда уходить. Давай построим три кущи, останемся здесь» (см.: Мф. 17, 4; Мк. 9, 5; Лк. 9, 33). И когда Мотовилов увидел этот свет в прп. Серафиме Саровском, ему тоже стало так же хорошо. Именно потому, что этот свет – Божественный свет, отблеск, луч Божественной славы, явленной на Фаворской горе. Он нам присущ, каждому из нас он дан в образе Божием, который вписан в каждого человека. И будем идти этим путем, по которому нас ведет молитва Ефрема Сирина «Гос­поди и Владыко живота моего…». Будем этим путем идти еще увереннее, чем прежде (обыкновенно мы и идем еще увереннее на третьей седмице Великого поста), потому что знаем, что в нас есть то, что мы раскрываем в себе на путях настояще­го, истинного покаяния.

 

Протоиерей Всеволод Шпиллер

 

 

Святитель Григорий Палама принадлежит к числу последних византийских богословов и Отцов Церкви, он жил незадолго до падения Константинополя под ударами турок – в конце XIII – начале XIV века. Лично о святителе Григории известно сравнительно немного. Он был сыном знатных родителей, проживавших в Кон­стантинополе. Благодаря родителям получил очень хорошее и разностороннее об­разование, но государственной службой или ученой карьерой не увлекся, а удалился на Св. Гору Афон, где жил долгое время в уединении и безмолвии.

 

Когда свт. Григорий жил на Афоне, в Церкви появились люди, которые обвиняли афонских иноков в ничегонеделании и в ложном учении о молитве. Предво­дитель этих хулителей, извергавших потоки брани в адрес насельников Афона, Варлаам Калабрийский, всячески издевался над учением афонских монахов об «умной молитве» (молитве, совершаемой в самых глубинах человеческой личности, движимой сердцем и запечатлеваемой умом) и об исихии – внутреннем безмолвии, которое является условием подлинного общения с Богом.

 

Известен свт. Григорий Палама также защитой еще одного исконного учения Церкви – о нетварных энергиях Божиих. Свт. Григорий утверждал, что Сам Бог являет Себя миру и человеку в Своих энергиях; что энергии Бога – это не одно из Его творений, а это Он Сам, обращенный к Своему творению.

 

Закончил свою жизнь св. Григорий Палама в сане архиепископа города Салоники, причем прославился даром исцелений и разнообразными чудесами, совершенными им в этом греческом» городе. Скончался св. Григорий Палама около 1360 года.

«В благодарность за сии-то апостольские подвиги, доставившие мир Церкви Православной и приобретшие Григорию наименование — «сын света Божественного», вскоре по святой кончине его, единодушно положено пастырями Церкви, чтобы память о нем украшала собою настоящий день недельный. И праведно! Поелику им ограждена и защищена честь не жителей токмо Афона, а всей жизни подвижнической; спасена честь святого поста, яко первейшего из средств, коим святые подвижники афонские достигали озарения светом Божественным: то воспоминание подвигов святого Григория всего более потому приличествовало не другому какому-либо времени, а именно дням Великого поста.

   Мы, благодарение Господу, свободны от еретических треволнений, смущавших Церковь во время святого Григория, но память о нем весьма поучительна и для нас. Чем? Тем, чтобы мы, содержа в уме древний пример, не позволяли себе увлекаться теми легкомысленными суждениями о жизни подвижнической, и в частности о святом посте, кои, к сожалению, можно слышать по временам и из уст людей, нечуждых уважения к Церкви. Тем паче, чтобы заграждали слух свой от безумного глумления в сем роде тех, кои берутся судить о всем и отвергать все, сами не ведая, как должно, ничего. Не удивительно, если духовные опыты святых подвижников всего чаще подвергаются нареканию у таковых лжеумников; ибо они слишком удалены от их скудного и слабого понятия о предметах духовных, и совершенно противоположны их оплотянелому взгляду на все и на самый дух человеческий.

   Если встретите подобных людей, если услышите подобные речи, то вспомните о святом Григории и его подвиге; вспомните, как он рассеял и низложил клеветы на святую жизнь подвижников. Такое воспоминание послужит для вас всегда готовым щитом против соблазна.

   Не в первый и не в последний раз жизнь по духу подвергается нареканиям от людей плотских. Апостол давно сказал, что плотский «человек не приемлет, яже Духа Божия: юродство бо ему есть, и не может разумети» (1 Кор. 2; 14). Приметьте выражение апостола: и не может разумети; как же судить о том, чего не разумеем? Чтобы судить о духовных предметах, тем паче о духовных опытах, надобно самому судящему сподобиться Духа, чего да достигнем все мы благодатию Господнею и молитвами святого Григория! Аминь».

 

Свт. Иннокентий Херсонский

Оставить комментарий

МЫСЛИ О ГЛАВНОМ
  • Быть близко или далеко от Бога зависит только от самого человека, потому что Бог везде. святитель Иоанн Златоуст
ПОМОЧЬ СТРОИТЕЛЬСТВУ ХРАМА
Храм Сретения Господня © 2012 - 2017 . Все права защищены.