Проповедуя на земле Евангелие Царства Божия, Господь Иисус Христос поучал народ примерами—простыми, доходчивыми, понятными для каждого человека.

Только что мы слышали притчу Христа, в которой Он уподобляет Царство Небесное царю, пожелавшему сосчитаться с рабами своими—должниками.

У господина было много облагодетельствованных им должников. Но эти люди со временем забыли, кому и чем они обязаны. Наступило время, и господин потребовал вернуть долг. Приведен был к нему самый большой должник, и так как он не имел чем заплатить, то господин приказал продать его и жену его, и детей, и все, что он имел, и уплатить долг (Мф. 18,24-25). Должник тот упал к ногам хозяина и просил: “Государь! потерпи на мне, и все тебе заплачу” (Мф. 18,26). Господин, умилосердившись, отпустил его и простил ему долг. Не успел прощенный выйти со двора, как встретил своего должника, схватил его и стал душить, говоря: “Отдай мне, что должен”. Не внял он мольбе должника и посадил его в темницу, пока не отдаст долга. Видевшие это огорчились, пошли к государю и рассказали ему бывшее. Тогда государь призывает его и говорит: “Злой раб! весь долг твой я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя?” (Мф. 18,32-33). И отдал его истязателю, пока не отдаст ему всего долга.

Притчу эту заключает Господь словами: “Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его” (Мф.18,35).

Под господином в притче разумеется Отец Небесный, раздающий блага всем людям. Под должниками разумеются люди, каждый из нас.

Отец Небесный дал нам жизнь и все необходимое для жизни. Он укрепляет нас дарами благодати Духа Святого. Мы всегда в долгу перед Богом, мы Его вечные должники, и свой долг никогда не сможем отдать сполна. Господь хочет, чтобы, получив доброе, мы творили добро другим и, будучи богатыми у Бога, обогащали других. Он не требует от нас слишком многого, так как знает наши человеческие слабости. Взамен всех даров Господь просит у нас сердце наше: “Сыне, дай мне сердце твое” (Притч.23,26). Господь принимает сердце сокрушенное и смиренное, исполненное любви и милосердия. Поэтому каждый человек, чтобы не уподобиться евангельскому должнику, целожизненно должен трудиться над чистотой своего сердца. Созидание этой чистоты есть созидание нашего спасения. От избытка сердца говорят наши уста. От содержания сердца устрояет-ся наша жизнь. Что гнездится в сердце, то будет проявляться и вовне. Вот почему в ответ на все полученные нами благодеяния мы обязаны отдать Богу свое сердце.

Среди прочих дарований Господь дал человеку чувство и состояние святости. Он хочет, чтобы мы были святы, как свят Он, Господь Бог наш (Лев. 11,44-45). Он хочет, чтобы мы были совершенны, как совершен Отец наш Небесный (Мф.5,48). А мы забываем о святости и совершенстве, живем в беспечности и в грехе. Мы забываем о том, что сатана, будучи светлым ангелом, согрешил и за то был низвержен Господом в преисподнюю. Согрешили первые люди в раю—и были изгнаны из рая. Согрешили современники Ноя—и Господь поразил их потопом. Грешили содомляне—и Господь попалил их огнем. Впадал в грех иудейский избранный народ—и Господь поражал его войнами, изгнаниями, пленением. Пред нашими очами множество примеров Ветхого и Нового Завета, которые могут служить для нашего назидания.

Господь дал нам пример и дар милосердия: “Будьте милосерды, как Отец ваш милосерд” (Лк.6,36). Господь предупреждает, что суд будет без милости над тем, кто не проявил в жизни своей милости (Мф.6,14-15; Иак.2,13). Чувство милосердия—один из великих даров Божиих, о котором спросит нас когда-то Судия.

Многое множество дарований положено в сердца наши верховным Заимодавцем. Мы же—Его должники, забывая Его терпение и милосердие к нам, бываем нетерпеливы и немилосердны к другим.

В заключение нынешнего евангельского поучения Господь говорит, что Отец Небесный, если мы не будем прощать от сердца ближним своим, поступит с нами так, как поступил евангельский господин с неверным и лукавым должником, ввергнув его в темницу, пока не отдаст долг.

Будем же руководствоваться заветами Христа Спасителя даже тогда, когда нам покажется странным или нелогичным: как это на обиду не отвечать обидой, как это не поступить с человеком так же худо, как он поступил с нами. Если Христос учит нас милосердствовать о каждом человеке, по примеру Отца Небесного, значит, это нужно для нашей пользы, для пользы наших ближних, для славы Отца Небесного.

Поступая по заповеди Христа, мы сможем сердце наше сделать сосудом Божественной благодати, чтобы без стыда и угрызения совести принести его в дар Богу, в отдачу вечного долга. Будем помнить, что прощающего прощает Господь, любящего возлюбит Отец Небесный, милующего помилует Небо.

митрополит Владимир (Сабодан)

Related Post

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *