december_2.jpg
ЦЕРКОВНОЕ ПРОИЗВОДСТВО
СРЕТЕНСКИЙ ЛИСТОК
listok
ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ

ДЕНЬ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ. ПЯТИДЕСЯТНИЦА

Поднявшись со Своими учениками на гору Елеонскую, Господь сказал им, что Он пошлет им Утешителя Духа, Который не оставит их никогда. И вот что интересно: Дух Святой снисходит на Апостолов. Зная законы, по которым мы живем, Он к нам снисходит, Он подчиняется законам нашей жизни. Как умалили Себя Сын Божий, приняв образ раба, так и Дух Святой умаляет Себя, снисходя к нашей падшести, от Бога к человеку, от Неба к земле.

Мы знаем, что Бог есть Святая Троица, и хотя наше богословие достаточно мощно разработало ученье о Боге-Троице, это все равно остается недоступным для нашего понимания. Бог – невидим, неизречен и непостижим. Как говорили богословы в древности: «О Боге можно сказать не то, что Он есть, а то, чем Он не является». Но здесь через явление Святого Духа Господь явно открывает нам свою удивительную любовь. Посмотрите, как в этот день явлено миру действие Божественной Любви.

Отец посылает Своего Сына на смерть ради нашего спасения. Сын, любящий нас, такой же безмерный, бесконечный, непостижимый, как Отец, вдруг становится человеком, маленьким ребеночком, приходит в мир и берет на Себя все наши грехи, идет на смерть, спускается в ад, воскресает и дает нам вечную жизнь. Он идет к Своему Божественному Отцу и берет с Собой на небо каждого из нас, потому что Он возносит туда, к престолу Божьему, всю нашу человеческую природу. И третье лицо Божественной Троицы, Дух Святой, Своей Любовью снисходит к нам, спускается на землю, умаляет Себя так же, как умаляет себя Сын Божий. Непостижимый Дух Святой вдруг спускается к нам сверху вниз.

Дух Святой снисходит затем, чтобы победить законы естества, чтобы в мире все преобразилось, снова вернулось к Богу, чтобы в каждом человеке и в Церкви Божией действовали не законы падшего мира, а законы Вознесения Господня, чтобы то, что явил Господь в Своем Вознесении, случилось с каждым из нас, чтобы преобразилась человеческая природа, и чтобы каждый из нас стал причастником Божественного естества, как говорит апостол Петр.

В нашем богослужении есть замечательная стихира, в которой говорится, как Дух Святой подает все: Он пророчествует через пророков, Он в Церкви поставляет священников, Он неучей делает мудрецами, простых рыбаков – богословами. Этот образ можно продолжить, исходя из каждого из нас, потому что Он гордецов делает смиренными, грешных – святыми, неумеек – великими людьми. В момент принятия Духа Святого человек становится способным побеждать законы искаженной человеческой природы.

«Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Ин.8:12) – говорит Господь в сегодняшнем Евангелии. Тот будет всегда ходить в свете. Эту радость подает нам Господь Дух Святой: увидеть в себе самое главное, которое, может быть, в нас еще и не началось.

Дух Святой сходит на Апостолов в виде огненных языков пламени. А законы огня — это всегда законы стремящегося вверх естества, которое возносится горе, как пламень возносится к небу. Снисходя к каждому из нас, Дух Святой находит то самое главное, что вложил в нас Господь: нашу сущность, наше настоящее призвание, и возжигает его как огонь пламенеющий, давая возможность жить не по плоти, а по духу и слышать то, к чему нас призывает Господь.

Не зря преподобный Серафим говорил, что цель нашей христианской жизни – стяжание Духа Святаго, что вокруг того, кто этот Дух сумет стяжать, тысячи спасутся. Из того реки воды живой потекут, он станет источником, к которому будут приходить люди, чтобы утолить свою духовную жажду, как мы приходим к нашим святым, которые смотрят сейчас на нас со святых икон. Это те самые люди, которые открыли себя для Духа Святого, и дивились всему тому, как немудрые становятся мудрецами, дураки – философами, а рыбаки – Апостолами.

И ведь это каждого из нас касается. Любой падший человек, получивший Духа Святого, может вознестись выше небес. Это для каждого из нас сегодня происходит, чтобы каждого из нас нашел Святой Дух. Ведь Он приходит к нм именно как ищущий нас, как покрывающий нас, как привлекающий нас к себе. Он назван Утешителем именно потому, что приходит утешить, чтобы мы не отчаивались: мы не такие плохие, есть в нас нечто такое, что может жизнь каждого сделать совсем иной — прекрасной, преображенной, великой жизнью. Только бы мы этого захотели. Только бы мы немножко постарались ответить на это призвание, открыли бы свои сердца и пошли за Господом.

Не может Дух Святой действовать на нас без нас, не может позвать нас за Собой, если мы не хотим за Ним идти. И поэтому будем открывать наши сердца и все силы нашей души направлять на то, чтобы Дух Святой пришел, вселился в нас и очистил нас от всякой скверны и спас души наши.

 

протоиерей Алексий Уминский

Оставить комментарий

МЫСЛИ О ГЛАВНОМ
  • Не говори людям о Боге, если тебя не хотят слушать. Живи так, чтобы спросили. святитель Николай Сербский
ПОМОЧЬ СТРОИТЕЛЬСТВУ ХРАМА
Храм Сретения Господня © 2012 - 2017 . Все права защищены.