fall_2017.jpg
ЦЕРКОВНОЕ ПРОИЗВОДСТВО
СРЕТЕНСКИЙ ЛИСТОК
listok
ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ

Архив словарного запаса (2017)

archve2017

Архив 2016

А

Агиасма —  крещенская вода, которая также называется «великой агиасмой» (греч.), является одной из главных святынь Православной Церкви.

О чудесных свойствах богоявленской воды упоминает уже святитель Иоанн Златоуст в IV веке.
Великое освящение воды происходит дважды в год: в крещенский сочельник и в сам день Богоявления. Освящаемая в эти два дня вода имеет одну и ту же благодатную силу.

Б

Библия. Нигде, ни в одной из книг Священного Писания собрание священных текстов не называется Библией!
Греческое слово τά βιβιλία означает “книги”. В древности собрание священных книг не имело отдельного названия. Впервые этим словом как именем собственным собрание священных книг Старого и Нового Заветов назвал святитель Иоанн Златоуст — отец Церкви, живший в конце IV — начале V столетий. Он — автор термина “Библия”.
То есть, название нашей главной книги взято не из самой книги, а из Предания Церкви.

Богослов. Для Отцов Церкви богословие не было отвлеченным теоретизированием о «неведомом Боге»: оно было поиском личной встречи с Ним. Истинное богословие — не «о» Боге, а «в» Боге: оно не рассматривает Бога как посторонний объект, но беседует с Богом как Личностью. Христианское богословие молитвенно и заключается в опыте. «Если ты богослов, то будешь молиться истинно; и если истинно молишься, то ты богослов» (авва Евагрий Понтийский). Итак, богословие основывается на духовном опыте, но и молитва не является спонтанным и произвольным деланием ума — она тоже зиждется на богословии. Церковь верует, что вне правильного догматического сознания не может быть полноценной молитвы.
Примечательно, что из всех учителей Церкви наименование «Богослов» получили всего трое: апостол и евангелист Иоанн, преподобный Симеон и святитель Григорий.
Присвоенное возлюбленному ученику имя Богослова указывает главным образом «на основной и существенный пункт его учения», каковым является у Иоанна «последнее слово Откровения относительно Бога Слова» (Богословская энциклопедия. Т. VI.). Григорий же Богослов, называемый в церковных песнопениях «другим сыном громовым», «вторым богословом и наперсником» (Служба на 25 января, 1-я стихира на стиховне; 1-й тропарь 1-й песни 1-го канона), почтен этим титулом потому, что после Богослова-Апостола он первый постигал глубины Божества настолько высокими и вместе точными помыслами, насколько постигать их можно человеку при свете Откровения. О Григории Богослове Церковь поет: «До дна испытав глубины Божия…» (служба на 25 января, 1-й тропарь 6-й песни второго канона). Что же касается до преподобного Симеона, который, как говорит его жизнеописатель, богословствовал, не зная наук, как возлюбленный ученик, то он назван так потому, что преподавал такие глубокие тайны, о каких давно не слышали.

Брашно —  яство, пища, кушанье, еда, блюдо, мука

Первее примирися тя опечалившим. Таже дерзая, таинственное брашно яждь — Сперва примирись с тебя опечалившими.  Затем дерзновенно таинственной пищи вкуси.(Последование ко Святому Причащению)

Хлеб а́нгельский яде́ челове́к, бра́шно посла́ им до сы́тости — Хлеб ангельский ел человек, пищу Он послал им до сытости (Пс 77:25)

В

Водворятися — 1. Селиться, располагаться.

«Со Христом ныне водворяяся, богоблаженне — Теперь, поселяясь с Христом, ты, блаженный в Боге (стихира преподобному Арсению Великому).

«Души их во благих водворятся — Души их среди благ поселятся» (последование панихиды).

2. Помещаться.

«Язык водворяется во удесех наших — Язык располагается среди (других) наших членов» (Иак. 3, 6).

Д

Державный — сильный, могучий.

Ты, царю, царь царей, емуже Бог небесный царство даде крепко и державно и честно — Ты, царь, царь царей, которому Бог небесный даровал царство, власть, силу и славу.

Боже, законопреступницы восташа на мя, и сонм державных взыскаша душу моюю, и не предложиша Тебе пред собою — Боже! гордые восстали на меня, и скопище мятежников ищет души моей: не представляют они Тебя пред собою.

Избранный, превосходный, прекрасный, приятный, усладительный.

Ужа нападоша на ми в державных моих, ибо достояние мое державно ми есть — Границы моей земли прошли по дивным местам –
прекрасно наследие мое / Межи мои прошли по прекрасным местам, и наследие мое приятно для меня. (Пс.15, 6)

В отношении к Богу — всем владеющий и управляющий.

И ныне, Боже наш крепкий, великий, державный и страшный, храняй завет мой и милость Твою, да не явится мал пред Тобою всяк труд, иже обрете нас и цари наша, и началники наша и священники наша, и пророки наша и отцы наша и вся люди Твоя, от дний царей Ассирских и даже до дне сего — И ныне, Боже наш, Боже великий, сильный и страшный, хранящий завет и милость! да не будет малым пред лицем Твоим все страдание, которое постигло нас, царей наших, князей наших, и священников наших, и пророков наших, и отцов наших и весь народ Твой от дней царей Ассирийских до сего дня. (Неем. 9, 32)

И державна крепость его, не в крепости же своей, и чудесно растлит и управит и сотворит, и разсыплет крепкия и люди святы — Он станет очень силен, хотя и не своей собственной силой. Он произведет непостижимое опустошение и преуспеет во всем, что ни сделает. Он будет губить сильных и святой народ. (Даниил 8, 24)

Дух (цсл., греч. πνεΰμα):

  1. Дух (Божий) (всегда под титлом):
    • «и Дух Божий ношашеся верху воды» — и Дух Божий носился над водой (Быт. 1, 2);
    • «не имать Дух Мой пребывати в человецех сих во век, зане суть плоть: будут же дние их лет сто двадесять» — не будет Дух Мой вечно пребывать в этих людях, потому что они — плоть; пусть дни их (т. е. век их) будут 120 лет (Быт. 6, 3);
    • «и уйму от Духа, Иже в тебе, и возложу на ня: да подымут с тобою устремление людий, и не будеши водити их ты един» — и возьму от Духа, Который на тебе, и возложу на них: пусть они поднимут вместе с тобой движение народа, и ты не будешь вести его один (Чис. 11, 17);
    • «над Негоже узриши Духа сходяща и пребывающа на Нем, Той есть крестяй Духом Святым» — Тот, на Кого, как ты увидишь, нисходит Дух и пребывает на Нем, Тот и есть крестящий Духом Святым (Ин. 1, 33);
    • «и Дух и невеста глаголют: прииди» — и Дух и невеста говорят: приди (Откр. 22, 17);
  2. дух, дыхание, начало жизни (в человеке и в любом живом существе):
    • «внидоша к Ною в ковчег два два, мужеский пол и женский, от всякия плоти, в нейже есть дух животный» — и вошли к Ною в ковчег по паре, мужского пола и женского, от всякой плоти (т. е. всякого живого существа), в которой есть дух жизни (Быт. 7, 15);
  3. мужество, внутренняя сила, бодрость:
    • «узрев же колесницы… оживе дух Иакова, отца их» — и увидев колесницы… ожил дух Иакова, их отца (Быт. 45, 27);
    • «и уны во мне дух мой, во мне смятеся сердце мое» — и уныл во мне дух мой, во мне смутилось сердце мое (Пс. 142, 4);
  4. дух человека:
    • «и дам им сердце ино и дух нов дам им» — и Я дам им другое сердце, и новый дух дам им (Иез. 11, 19);
    • «со духи праведных скончавшихся, души рабов Твоих, Спасе, упокой» — с духами скончавшихся праведников души рабов Твоих, Спаситель, упокой(последование о усопших, тропарь 1);
  5. ветер:
    • «и дух бурен часть чаши их» — и бурный ветер — удел чаши их (нечестивых) (Пс. 10, 6);
  6. бесплотное существо (если без титла, обычно имеется в виду злой дух, бес; мн.ч. ду́хове; под титлом — благой дух, ангел; мн.ч. ду́си):
    • «к миродержителем тмы века сего, к духовом злобы поднебесным» — (наша битва) против вселенских властей тьмы века сего, против духов зла поднебесных (Еф. 6, 12);
    • «Боже духов, и всякия плоти» — Боже духовных сил и всех людей (чин погребения для мирян, молитва иерея 1);
  7. в плеонастических оборотах (гебр.) дух чего-либо:
    • «и кровь Иерусалимску очистит от среды их ду́хом суда и ду́хом зноя» — и очистит их от крови (пролитой) в Иерусалиме судом и зноем (Ис. 4, 4);
    • «дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми» — праздности, уныния, властолюбия и пустословия не дай мне (молитва Ефрема Сирина).

З

Зубы грешников сокрушил еси. 

В Ветхом Завете деяния Бога часто описываются антропоморфными (человекообразно, anthropos (греч.) – человек) метафорами: Он обнажает меч, сжигает колесницы, пронзает врагов стрелами, поражает рукою Своею… Бог предстает перед нами в образе могучего и сильного воина, который в праведном гневе карает врагов и грешников. Эти образы нельзя понимать буквально. Например, когда написано «зубы грешников сокрушил еси», это не значит, что у грешников выпали зубы. Это художественный образ, его цель — наглядно, ощутимо выразить силу, гнев, кару, боль. Метафора жестокая, но странно ждать от текстов, написанных за несколько веков до Рождества Христова, соответствия этике Нагорной проповеди.

Вот и в этом псалме Он разбивает зубы грешников, что нельзя понимать буквально, – это образ силы, мощи, победы Божией и боли, наказания тех, кто поступает против Его воли. «Зубы грешников» также вызывают у нас представление о диких зверях (как говорит свт. Афанасий Великий), для которых зубы являются главным оружием. Лишаясь их, они становятся безопасными.

И

Иждих, иждити — изжить, расточить, растратить. Отсюда слово иждивение — жизнь за счёт помощи другого человека.

«Объятия Отча отверсти ми потщися, блудно иждих мое житие, на богатство неиждиваемое взираяй щедрот Твоих Спасе, ныне обнищавшее мое сердце не презри. Тебе бо Господи, во умилении зову: согреших, Отче, на небо и пред Тобою — Объятия отеческие открыть мне поспеши: блудно я растратил жизнь мою, на богатство неисчерпаемое милостей Твоих, Спаситель, взирая безучастно! Ныне не презри обнищавшего моего сердца, ибо к Тебе, Господи, в сокрушении взываю: «Согрешил я, Отче, против неба и пред Тобою!» (Триодь постная, Неделя о блудном сыне)

К

Ктому — ещё, уже, впредь, более.

«И абие собрашася мнози, якоже ктому не вмещатися ни при дверех: и глаголаше им слово — Тотчас собрались многие, так что уже и у дверей не было места; и Он говорил им слово. » (Мк. 2, 2).

«Вы есте соль земли: аще же соль обуяет, чим осолится? ни во чтоже будет ктому, точию да изсыпана будет вон и попираема человеки — Вы — соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям» (Мф. 5, 13).

«Сие ведяще, яко ветхии наш человек с ним распятся, да упразднится тело греховное, яко ктому не работати нам греху — Зная то, что ветхий наш человек был распят с Ним, дабы упразднено было тело греха, так чтобы не быть нам больше рабами греха» (Рим. 6, 6).

«Не ктому пламенное оружие хранит врат Едемских: на тыя бо найде преславный соуз Древо крестное, смертное жало, и адова победа прогнася. Предстал бо еси Спасе мой, вопия сущим во аде:  внидите паки в рай — Пламенный меч больше не охраняет врат Эдема, ибо он чудесно связан древом Креста. Изгнаны жало смерти и победа ада, и Ты, Спаситель мой, предстал, взывая во аде пребывавшим: «Снова входите в рай!» (кондак третьей недели Великого поста — Крестопоклонной)

Крин — лилия.

И о одежди что печетеся? Смотрите крин селных, како растут: не труждаются, ни прядут: глаголю же вам, яко ни Соломон во всей славе своей облечеся, яко един от сих…- И об одежде что заботитесь? Поглядите на лилии в поле, как они растут: не трудятся и не прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей никогда не одевался так, как любая из них (Мф. 6, 28-29).

Радуй­ся, крине райскаго прозябения — Радуйся, лилия райского произрастания (акафист святителю Николаю Чудотворцу).

Л

Лядвия.

Яко беззакóнiя моя превзыдóша главý мою, яко брéмя тяжкое отяготѣ́ша на мнѣ́. Возсмердѣ́ша и согниша рáны моя, от­ лицá безýмiя мо­егó.Пострадáхъ и слякóхся до концá, вéсь дéнь сѣ́туя хождáхъ:яко лядвiя моя напóлнишася поругáнiй, и нѣ́сть изцѣлéнiя въ плóти мо­éй. Пс (37:8)

Лядвия — поясничная область.

Лядвия  —  верхняя половина ноги от таза до колена, бедро.

Лядвия — внутренния пояснычныя мышцы около почек.

Лядвия – множественное число от существительного лядвь, что означает брюшные мышцы.

Лядвия  еще можно понимать не в физическом смысле: мускулы, мясо, почки, а в духовном: органы внутренних чувств: сердце, нервы.

Блаженный Феодорит объясняет: «Под словом лядвия дает разуметь плотское желание. Посему говорит: причиною сих бедствий было то, что обращал я вожделение не на то, на что должно, но на похотливость плоти»

Но некоторые переводчики делают замечание, что существуют варианты, где вместо лядвия в греч. тексте стоит  слово «душа». (Душа моя от болезни так ослабела, что вызывает поругание со стороны врагов)

М

Мощно — возможно.

«Из боку чисту, Сыну како есть родитися мощно» — Из девственного чрева как может родиться Сын? (Акафист Пресвятой Богородице).

Н

Навыкати, навыкнути — изучить, узнать.

«И разума сущих навы’к божественно возгремел еси — И изучив смысл (природу) существующего, ты божественно возгремел (начал возглашать) (служба святому апостолу и евангелисту Иоанну Богослову).

«Аще ли же кто речет … да навыкнет — Если же кто скажет … пусть узнает» (служба Великого Понедельника).

«От Господа смирившего Себе, даже до распятия и смерти тебе ради, навыкши, душе моя… — От Господа, смирившегося до распятия и смерти ради тебя, научись, душа моя…» (Триодь Постная, служба четверга 4 седмицы Великого поста).

О

Окаянный.От ст.-слав.  ка́ять (ка́яться). Восточнославянская народная этимология проводит параллель с именем Каина и глаголом др.-рус. окаяти в значении «проклясть», от которого произошло современное слово «окаянный»
Окаянный — бедный, сожаления достойный, отверженный, злосчастный, несчастный, исполненный мук.
…Пресвятая Владычице моя Богородице, святыми Твоими и всесильными мольбами отжени от мене, смиреннаго и окаяннаго раба Твоего уныние, забвение, неразумие, нерадение, и вся скверная, лукавая и хульная помышления от окаяннаго моего сердца и от помраченнаго ума моего
… Омраченному и окаянному уму моему даруй трезвение и рассудительность для исправления своих поползновений и падений, чтобы, освободившись от греховной тьмы, сподобился я с дерзновением прославлять и песнословить Тебя, Единую Матерь истинного Света – Христа

П

Подвиза́ться –  стараться, но чаще — трудиться, бороться, стремиться или сражаться. Буквальное значение – “упорно бороться” употребляется, говоря о ежедневном борении.

«Подвизайся добрым подвигом веры» (1 Тимофею 6:12).

Показати — явить, проявить, назначить, сделать.

«Тебе молимся, и Тебе призываем, Святе святых, благоволением Твоея благости приити Духу Твоему Святому на ны и на предлежащия Дары сия, и благословити я, и освятити, и показати — Тебе молимся и Тебя призываем, Святой из Святых, чтобы по благоволению Твоей благости Святой Дух Твой пришел на нас и на эти предлежащие дары, и благословил их, и освятил, и показал» (чинопоследование литургии святителя Василия Великого).

«Странна муки всякия покажи мя, и всех Владыку умоли — Яви меня непричастным всякой муке и всех Владыку умоли» (молитвы утренние).

Попрание.1. Сор, презренная вещь, которую топчут ногами.

«Якоже отреби миру быхом, всем попрание доселе — Мы сделались сором для мира, отбросами для всех до нынешнего времени.» (1 Кор. 4, 13).

2. Отвергать, уничижать.

«Помилуй мя, Боже, яко попра мя человек, весь день боря стужи ми — Помилуй меня, Боже, ибо попрал меня человек, целый день воюя, теснил меня» (Пс. 55, 1).

«Колико мните горшия сподобится муки, иже Сына Божия поправый, и кровь заветную скверну возмнив, еюже освятися, и Духа благодати укоривый? — Насколько худшего наказания, думаете вы, будет достоин тот, кто попрал Сына Божия и кровь завета, которою был освящен, не почтив её как святыню и оскорбив Духа Святого» (Евр. 10, 29).

Преподобный — сонм святых, подвиг которых заключался в монашеском подвижничестве. Полным осуществлением монашеского дела считается уподобление человека ангелу по уровню устремления к Богу. Само слово «преподобный» указывает на то, что монашеский подвиг должен привести человека к первозданной чистоте, к образу и подобию Божиему, которые были даны нам при творении.
Путь монашества предполагает отказ от мирских привязанностей, забот и стремлений, это путь прямого следования за Христом, путь поста и молитвы как основы жизнедеятельности. Этот тип святости указан в словах Христа, сказанных апостолу Петру: “И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную” (Мф. 19. 29).
Образцами этого подвига в Евангелии служат св. Иоанн Креститель и св. Анна, дочь Фануилова, “достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет, вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь” (Лк. 2, 36-37).
Полным осуществлением монашеского дела считается уподобление человека ангелу по уровню устремления к Богу. Само слово «преподобный» указывает на то, что моншеский подвиг должен привести человека к первозданной чистоте, к образу и подобию Божиему, которые были даны нам при творении.
Аскетическое подвижничество, пустынножительство и иные формы отвержения общепринятого жизненного уклада развиваются уже в эпоху гонений. Уже св. Игнатий Антиохийский (ум. ок. 107 г.) в послании св. Поликарпу говорит о тех, кто принял решение сохранять девство, и указывает на необходимость смирения как условие этого подвига.
Почитание преподобных как отдельного лика святых начинается практически сразу же после конца гонений и совпадает по времени с начальными этапами развития института монашества. Отшельничество как форма монашеской жизни берет свое начало в Египте, где на рубеже III-IV вв. подвизается св. Антоний Великий (ок. 251-356), память которого мы сегодня празднуем. Св. Антоний проводит в полном отшельничестве 20 лет, затем, в 305 г., выходит из пустыни и организует пустынножительскую общину своих учеников; почитание св. Антония начинается уже при его жизни. Его житие, написанное св. Афанасием Великим, служит наставлением для его многочисленных последователей и подражателей.

«Прильпе душа моя по Тебе» Пс 62:9

Душа Давида «прилепилась ко Господу», т. е., только в Нем ищет и на Него полагает свою защиту, в Нем рождается уверенность, что «ищущие» душу его враги напрасно, безрезультатно пытаются погубить его, так как Господь защищает.

Прозябати. 1. Проращивать.
«Прозябаяй траву скотом, и злак на службу человеком — Растящий траву для скота и колос для людей» (Пс. 103, 14).

2. Прорастать.
«Всемирную славу, от человек прозябшую и Владыку рождшую, небесную дверь воспоим Марию Деву — Как славу всего мира, произросшую из человеческого рода и родившую Владыку, как дверь в небеса, будем петь Марию Деву» (догматик 1 гласа).

«Радуйся живоносный Кресте, Церкве красный раю, древо нетления, прозябшее нам вечныя славы наслаждение — Радуйся, живоносный Крест, Церкви прекрасный рай, древо нетления, произрастившее нам вечной славы наслаждение» (стихира 3 Недели Великого поста).

С

Святители – сонм святых из епископского чина, почитаемых церковью как предстоятели отдельных церковных общин, которые своей святой жизнью и праведным пастырством осуществили промысел Божий о Церкви в ее движении к Царству Небесному.

Епископ являет своей Церкви образ Божий, символизируя Христа во время богослужения и возглавляя общину во всей ее духовной жизни. Святой Игнатий Антиохийский  уподобляет епископов Христу, а пресвитеров, помогающих ему в управлении церковью, – апостолам. Вместе с тем епископ соединяет в себе церковную общину, предстательствует за нее перед Богом. Как писал святитель Киприан Карфагенский, “епископ в Церкви, и Церковь в епископе”.

Святость святителей как предстоятелей церкви (при условии беспорочной жизни и праведной кончины) есть прежде всего выражение святости самой Церкви как Тела Христова. Будучи ходатаями перед Богом за свою паству при жизни, епископы остаются таковыми и после кончины. Епископы получают дар учительства (Тит. 1. 9) и продолжают апостольское служение, выражением их непрерывной связи с апостолами служит апостольское преемство – рукоположение епископов совершается непрерывно с апостольских времен, когда апостолы поставили первых епископов. Соответственно, и почитание святителей находится в преемственных отношениях с почитанием апостолов.

Первоначально каждый город имел собственного епископа и община христиан молитвенно чтила память каждого из почивших святителей. Со временем почитание некоторых святителей перерастало рамки их епархий и делалось общецерковным. А потом в канонизации епископов стали обращать внимание не на святость самого чина, а на праведность каждого отдельного архиерея.

В честь святителей вынимается четвертая частица из “девятичинной” просфоры. В русском чине проскомидии при этом поминают: “Иже во святых отец наших, святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого; Афанасия и Кирилла Александрийских, Николая Мирликийского, Михаила Киевского, Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Ермогена Московских, Никиты Новгородского, Леонтия Ростовского, и всех святых святителей”.

Греческий чин останавливается на имени св. Николая, в иерусалимских служебниках к перечню святителей добавляется св. Иоанн Милостивый.

Скудельник. Во втором псалме царя и пророка Давида мы находим такие слова – «яко сосуды скудельничи сокрушиши я». Так Давид предостерегает своих врагов, говорит им, что Бог сокрушит их как сосуды скудельничии.

Церковнославянское слово «скудельник» образовано от понятия «скудель», которое переводится как «глина». В свою очерень, «скудельничий», значащее – «глиняный», «керамический». А  церковнославянское слово «скудельник» переводится как «горшечник».

«яко сосуды скудельничи сокрушиши я» —  «как сосуды глиняные сокрушишь их», – обращается царь Давид к Богу, вспоминая врагов Израильского государства.

Ноимелось еще одно слово, связанное с понятием «скудельник». «Скудельницей» наши предки называли братскую могилу, в которую закапывали жертв массовых эпидемий. С их точки зрения именно глина могла препятствовать распространению болезнетворных бактерий. «Скуделью» наши предки именовали также сторожку гробокопателя. Связь глины и кладбища-могилы обусловлена евангельским повествованием. Согласно Библии на деньги Иуды-предателя иудейские вожди приобрели «село скудельниче», землю горшечника, где стали погребать бездомных.

Срящ – неприятная встреча, внезапная беда, несчастье, нападение, недуг, зараза.

Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни, от вещи во тьме преходящия, от сряща и беса полуденнаго. (Пс 90).

Стужати -притеснять, угнетать, унывать, докучать.

Глаголаше же и притчу к ним, како подобает всегда молитися и не стужати си  — А в поучение слушавшим, что следует им всегда молиться и не отчаиваться, рассказал Он им притчу ( Лк 18:1)

Не о глаголании устен стужати си, но о разуме глаголемых веселитися — Заботиться не о словах уст, но о смысле произносимого веселиться (молитва перед началом чтения Псалтири)

Господи, что ся умножиша стужающии ми? — Господи, как умножились теснящие меня (враги мои)! (Пс 3:2)  

Сущийимя Божье.  Из Божественного Откровения мы постигаем, что Бог есть “Сущий”. Это означает, что только Бог существует самым полным и совершенным образом. Бог есть Сущий, или Тот, Кто есть; так Сам Бог назвал Себя Моисею.  Имя Сущий – сокращенное прочтение Божественного свидетельства о Самом Себе: «Я ЕСМЬ ТОТ, КТО Я ЕСМЬ» (сокращенно «Я ЕСМЬ», «СУЩИЙ»). По древнееврейски это Имя Божие есть Яхве. В Имени Божием содержатся все основные свойства Божии. Называя Себя Сущим, Бог тем самым указывает нам, что Он есть Бог являемый и познаваемый, что Он есть Свет и Жизнь.

Сущий— существующий, пребывающий, истинный, действительный, находящийся.

Отче наш, сущий на небесах!

Упование всех концей земли и сущих в мори далече (Пс. 64, 6).

Т

Триодь — ново греч. triodion, от treis, три, и ode, пение, греческое слово, означающее «трипеснец». Такое название эта книга получила потому, что в ней имеются неполные каноны, состоящие всего из трех песней, вместо обычных девяти песней канона.-

Триодь — богослужебная книга, содержащая тексты изменяемых молитвословий подвижного годового богослужебного круга. По содержанию различаются Триодь Постная и Триодь Цветная

Триодь постная содержит в себе службы от недели Мытаря и Фарисея, Великого поста и до Светлой недели

Триодь цветная — службы от Светлой недели до недели всех Святых.

У

Углебати – погрязать, тонуть, вязнуть, погружаться.

Докдле углебаеши, яко пчела, собирающи богатство твое? — Доколе увязаешь, словно пчела, собирая богатство своё? (канон покаянный, 4-я песнь).

Утвердил еси на мне руку Твою (Пс 37)

Низводил на меня часто руку Твою, Господи! Ты столь тяжкую низводишь на меня руку свою, что не могу перенести ее, как сильно, продолжительно и непрерывно поражающую меня.  Потому что прискорбные приключения, посылаемые от Бога на наказуемых или искушаемых, часто следуют одно за другим. Таковы были приключения Иова: непрерывно одно за другим были возвещаемы ему, хотя он и не поколебался ими. Кто утверждает руку свою на ком, тот возлагает на него неудобоносимую тяжесть.

 

Ю

Юже — ее же, которую.

Даруй ми воставшу словесем Твоим поучитися, и уныние бесовское далече от мене отгнано быти сотвори Твоими Ангелы; да благословлю имя Твое святое, и прославлю, и славлю Пречистую Богородицу Марию, Юже дал еси нам грешным заступление, и приими Сию молящуюся за ны — Дай мне по пробуждении с чистою совестью поучаться закону Твоему, удали от меня через Твоих Ангелов бесовскую беспечность, чтобы благословлять Твое святое имя и прославлять и хвалить Пречистую Богородицу Марию, которую дал нам, грешным, в защиту; приими Ее, молящуюся за нас.

Оставить комментарий

МЫСЛИ О ГЛАВНОМ
  • Всякий, кто способен благодарить, достоин спасения и вечной радости. протопресвитер Александр Шмеман
ПОМОЧЬ СТРОИТЕЛЬСТВУ ХРАМА
Храм Сретения Господня © 2012 - 2017 . Все права защищены.