Заканчивается последняя подготовительная неделя к Великому посту или, по-церковному, – сырная седмица. Она называется так потому, что церковный Устав позволяет есть только молочные продукты, яйца и рыбу. Смысл этого древнего обычая (зафиксированного уже в V в.) в том, чтобы «мало-помалу приучать себя отступать от приятных яств и без печали переходить к великопостному воздержанию».

Согласно преданию, обычай превратился в закон после обета, данного византийским императором Ираклием (610– 641), который воевал с персидским царем Хосроем, захватившим Святую землю. В случае победы он обещал Богу отказаться от мяса ещё и в неделю перед постом. Соответственно последнее перед постом воскресенье именуется сыропустным: в этот день происходит «отпуст», т. е. прекращение вкушения сыра и молочных продуктов.

В это воскресенье в молитвах и песнопениях Церковь вспоминает грехопадение прародителей, происшедшее по причине недоверия к словам Создателя и невоздержания. Это – образ гордыни и темного бунта своеволия, приведшего к разрушению первоначальной гармонии («изгнанию из рая»). Все мы в большей или меньшей степени заражены недугом ложного самоутверждения, означающего на деле лишь пленённость человека низшими иррациональными стихиями, неспособность критически посмотреть на себя со стороны. Человек начинает жить по природному закону пожирания сильными слабых, отказываясь от звания homo sapiens. Мы с грустью наблюдаем это вокруг себя. Воздерживаясь на время от животной пищи (разумеется, если позволяет здоровье), христианин сознательно противится этому страшному закону, пытаясь обрести свое человеческое достоинство, не унижая в то же время других, «слабых в вере». В этом – а не в «разгрузочном изменении рациона» – смысл поста.

Это же воскресенье называется прощёным. За богослужением читается евангельское поучение о бессмысленности начинать дело личного духовного совершенствования, не примирившись с ближними. Кроме того, у древних палестинских монахов из лавры Святого Саввы существовал обычай расходиться в этот день по пустыне и проводить пост поодиночке, собираясь вместе в монастыре к празднику Входа Господня в Иерусалим. Перед расставанием они заранее испрашивали друг у друга прощения, ведь никто не знал – вернется ли он живым (тогда там водились львы, подстерегали их и другие опасности).

В память этой психологически гениальной традиции в наших храмах совершается трогательный и поучительный Чин прощения, когда священник просит прихожан простить ему причиненные им вольные или невольные обиды, становясь при этом на колени и делая земной поклон. Люди сначала просят у него ответного прощения, а затем – друг у друга и целуются в знак примирения.

 

Сказать другому “прости меня!” может каждый и не обязательно в церкви. Правда, для многих это необыкновенно трудно, а для иных гордецов, как правило, людей ограниченных, – совсем невозможно.

Related Post

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *